01_2013_15-1
27.12.2012

Хорошая примета — с доктором поздороваться

— Здравствуйте, Галина Николаевна!

— Доброго здоровьичка, доктор!

Поговорить утречком с Николаевной в селе, видать, хорошая примета. Ну а болезни своих пациентов врач из деревни Огибное Галина Николаевна Хренова за 44 года работы изучила как свои пять пальцев. На то она и земский доктор.

Родилась Галина в деревне Красные Усады Семеновского района. Родители работали в местном хозяйстве, но была еще тетушка — врач из Свердловска, о которой маленькой Гале очень любил рассказывать отец. В воображении Гали тетя в белом халате, спасающая людей от болезней, стала героиней. И родители стали замечать: их дочь не играет в куклы, она их лечит.

Подросла, и «пациент» пошел уже не кукольный. Деревенские мальчишки всегда были народцем бедовым: ссадины, шишки, занозы.

— Идем к Галинке, — решали сорванцы.

И она, как кукла Мальвина, вначале строго отчитав озорников, оказывала им первую помощь. После школы поступила Галина в Ярославское медицинское училище, с удовольствием постигала науку, а затем получила направление в деревню Пятницкое (все в том же Семеновском районе).

Про эту деревеньку не могу не сказать особо. Сейчас там доживают пенсионеры и дачники, а копни историю, и увидишь, что здесь жили люди с крепким кержацким генофондом. Во времена Столыпина именно местные мужики отселились на хутора и заводили там хозяйства.

Прижилась, деревня приняла ее как родную, и любовь настоящую здесь же Галина встретила. Родились сын и дочка.

Муж Николай зарабатывал неплохо. Галя была в почете, дети подрастали, но иногда мрачнела жена, грустно говорила: «А я ведь о профессии врача, а не медсестры мечтала». Николай принял решение:

— Поступай-ка в академию и учись.

— Вот он какой у меня! – с гордостью говорит Хренова. — И я поступила в Нижегородскую медицинскую академию. Была самой старшей на курсе — уже за 30, но, возможно, и самой опытной.

По выходным ездила домой, так хотелось всех обнять, расцеловать. Трудные это были годы, но каким же счастьем было, когда все родственники, подрядив «Волгу», с почетом встречали ее с дипломом на станции в Семенове. Это был праздник из праздников. В 1988 году доверили ей возглавить Огибновскую сельскую участковую больницу, с тех пор здесь и работает.

Хренова на некоторое время отлучилась по делам, и в кабинет врача вошла ее незаменимая помощница фельдшер Светлана Гусева.

— О себе, точнее, о своей работе и самоотверженности Галина Николаевна точно ничего не скажет. Но сколько было эпизодов, когда она спасала людей, — говорит Светлана. — Приходит, например, поздно вечером вызов: у женщины трудные роды. Едем и видим, что положение критическое: медлить нельзя. Роды принимаем прямо в машине, кровь остановить никак не удается. Ставим капельницу, Галина Николаевна ни на секунду не спускает с женщины глаз: «Смотри на меня, думай о детях» И голос у нее такой властный, ослушаться невозможно. Этот час борьбы за жизнь кажется вечностью, но живы и мать, и ребенок. Помню, как чудом, а вернее, ее упорством и профессионализмом удалось спасти женщину из Фанерного. Пульс пропадал, а Хренова командовала: «Еще капельницу!» И держа руки больной в своих, как бы передавала ей свою энергию: «Все будет хорошо, терпи, думай о хорошем». Спасли!

— Ага, моя помощница секреты выдает, — входит в кабинет Хренова. — Да, в 1990-е годы было у нас в месяц и по 100, и по 120 вызовов. И был «газик-буханка». Мой муж работал при больнице водителем. Очень удобно: ночной вызов, мужа под бок толкнешь – едем. Потому наша «скорая» и приезжала быстро. Теперь села обслуживает «скорая» из Семенова.

Наступили времена, когда в деревнях закрываются школы, больницы. «Потрясло» и Огибновскую, и если бы не врач Хренова, трудно сказать, что стало бы с участковой больницей.

— Галина Николаевна — настоящий боец, умеет держать оборону и нашла аргументы в пользу необходимости иметь в Огибном свою участковую больницу, — говорит главный врач Центральной больницы Семеновского городского округа Петр Скудняков. — Мы вместе придумали, за счет чего можно выжить, и открыли там палату койко-сестринского ухода. Время показало целесообразность такого шага.

— Да, 25 коек, конечно, немного. А такие палаты очень нужны, — говорит врач Хренова. — Лежат там в основном очень больные люди, многие не могут вставать. Но и им хочется жить, чувствовать заботу, внимание всего персонала. И здесь я просто не могу не сказать добрых слов о медсестрах Валентине Залетневой, Таисье Шаховой, Ларисе Угловой. С каждой бабушкой находят общий язык, не случайно говорят, что у них легкие руки. Санитаркам нашим тоже нелегко. И за то, что больные ухожены, я хочу поблагодарить Екатерину Зайцеву, Александру Забродину, Надежду Орлову, Валентину Сироткину. А я при обходах, как могу, вселяю в пациентов веру в выздоровление.

Поступил звонок на вызов, но я все же успела о домашних делах спросить.

— Дочь пошла по моим стопам, — рассказала на ходу земский доктор, — закончила медакадемию и работает в железнодорожной поликлинике, сын служит в Министерстве юстиции в Москве. У нас с дедом три внучки. Я, признаюсь, люблю домашний уют, цветы, хорошие старые фильмы, а иногда выдается лирическая минутка, и стихи пишу. О материнской любви, о боли за детей, о брошенных детьми больных родителях, о природе нашей, о людях добрых. За годы работы чего я только в жизни не видела, вот и рождаются строки. Наверное, стихи и есть моя отдушина.

Светлана БАРМИНА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Семеновский округ.