48_2012_12-2
Posted in Благовест
29.11.2012

Храм цвета неба

— Все ведь мы комсомольцами-то были, а в Бога верили, — Ольга Ивановна Лимонова взялась проводить нас во вновь отстраиваемую церковь, по дороге о прошлом рассказывая. — А когда скрываться уже стало нечего, у нас в селе молельный дом появился. В старой леспромхозовской столовой. Там на стене одна фотография висела, вроде 1937 года. На ней наша церковь, какой она была. Мечтали всё, как бы нам ее восстановить.

Вместе с Ольгой Ивановной и другой прихожанкой, Ниной Песковой, мы поднялись на пригорок к храму. Он отстроен, и работа кипит уже внутри. В притворе рабочие в запачканных краской робах, стремянки, брызжет огнями сварка… А в самой церкви отделочные работы уже закончены, устанавливают иконостас.

Мы выходим на середину и встаем прямо под куполом.

— Правда, как на небе стоишь? — улыбаясь, спрашивает Ольга Ивановна.

И вправду, как на небе… Храм наполнен голубым светом. Нет пока икон на стенах, они недавно покрашены. И покрашены в какой-то необыкновенно голубой цвет. Таким бывает небо весной, в марте, после восхода солнца. Еще далеко до густо-синего летнего марева, льется и льется лазурь…

— А иконостас нам подарили, — Нина Ивановна и Ольга Ивановна выводят меня из задумчивости. — В Семенове в храме Всех Святых новый иконостас сделали, а старый нам отдали. Вот как хорошо.

Несколько лет восстанавливали церковь. Особенно активно в последние два года, когда к делу подключилось местное сельхозпредприятие «Ильино-Заборское».

— Идея была Алексея Владимировича Степанова, — говорит Нина Пескова.

— Да, наш директор основным заводилой был, — подтверждает Ольга Лимонова.

Обе женщины трудятся в хозяйстве. Ольга Ивановна — диспетчером, Нина Ивановна — главным зоотехником.

— Дорого нынче строительство, — говорит Нина Пескова, — и мы так благодарны всем, кто помогает церковь возрождать. Сначала-то среди жителей деньги собирали, но поняли, что так не достроить. Очень нам помог начальник Горьковской железной дороги, депутат Законодательного Собрания Анатолий Федорович Лесун. Железная дорога 800 тысяч на строительство выделила. Еще предприниматели Сергей Александрович Смирнов, Николай Петрович Кургузов. Основной вклад, конечно, нашего хозяйства, только в этом году больше трех миллионов рублей выделено.

Через полукруглые окна в храм заглядывает осенний день. Хорошо здесь, «посреди голубого неба», стоять, когда на улице серенькие тучи. Но выйдет солнце, лазурные стены лучами по-гладит, вот красота-то будет!

— Приход у нас немаленький, — продолжает рассказ Ольга Ивановна. — И из Фанерного ездят сюда, и из других деревень: с Рябиновки, Красного Усада… Службы-то? Так в молельном доме служат. В большие праздники народу-то соберется! На улице стоят. Колокола когда ставили, ой, если бы вы только были здесь! Ведь словами и передать нельзя. У нас праздник большой был. Народ как-то узнал, со всей округи пришли. Весь вечер звонили, настраивали, директор школы колокольного искусства из Нижнего приезжал… Семь колоколов установили, самый большой — 220 килограммов.

— А батюшка у нас какой хороший, — добавляет Нина Ивановна Пескова, — добрый, нестяжательный, отец Виктор Нагибин.

С батюшкой мне довелось встретиться позже. Похвалила я цвет, в который покрашены стены ильино-заборской церкви.

— Голубой — это цвет Богородицы, — сказал мне отец Виктор.

О батюшке стоит упомянуть особо. Вот ведь какая судьба: жил себе в Семенове простой рабочий человек, в Бога вроде и верил, но в церковь не ходил, сына растил, дом обихаживал. А довелось же — как на пенсию вышел, сан принял.

— Так что я священник еще молодой, — смеется отец Виктор.

Не сразу, конечно, батюшкой стал. В храм ходить начал, потом помогал там священнику. Отец Игорь, тогдашний благочинный, посоветовал… Нет, не то слово, твердо сказал: «Тебе надо священником быть».

— Я колебался, — батюшка смущенно улыбнулся, — а матушка моя, супруга, так вообще против была: ты, говорит, недостоин… А я знаю, что недостоин. У меня и образования-то духовного нет. Конечно, недостоин, но так уж сложилось…

Скромный батюшка. Но сколько добрых слов о нем услышала я и в Ильино-Заборском, и в другом приходе, где он раньше служил. В деле служения не образование, наверное, главное, а свойства души.

…В июле, 9-го числа, в Ильино-Заборском престол — праздник Тихвинской иконы Божией Матери. В этот день село бурлит и веселится. Но сначала и стар и млад идут крестным ходом по селу. Будущим летом, если Господь сподобит, двинутся люди с иконами и хоругвями уже от освященного храма, снаружи белого, внутри голубого — как небо весной.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Семеновский округ.