12_2012_19-1
Posted in Щеголиха
26.03.2012

От коротёны до турнюра

Век XVII. Красавицы на шпильках

Старший научный сотрудник Нижегородского художественного музея Анастасия Мезенцева на этот раз экскурсию провела особую. Женские портреты русских художников XVII – XVIII веков предстали перед посетителями в необычном свете. Анастасия рассказала о них с точки зрения… моды.

Вот картина художника Андрея Рябушкина «В гости. Молодые». Мужчина и женщина, недавно сочетавшиеся браком, наносят визиты. Молодая жена – пышнотелая красавица того времени. Худоба в XVII веке – не дай Бог! Особенно на смотринах. Увидят ­ скажут: болезная. Поэтому на худосочную невесту надевали не одну нижнюю рубаху. Что, кстати, вводило в заблуждение иностранцев, они писали, что русские женщины «телом уж слишком обильны».

Красавицами на Руси считались девушки высокие, с длинными (желательно светлыми) волосами, кожа – кровь с молоком. Смуглянки прибегали к косметике. Те, кто побогаче, пользовались товарами из Европы, кто попроще ­ теми же средствами, что и Марфушенька­душенька в сказке «Морозко»: мукой, свеклой, брови рисовали углем. Кстати, брови красавицы полностью выщипывали и проводили ровные черные дуги.

В одежде – своя мода. Красавица кисти художника Рябушкина одета в душе­грею. Она же звалась коротёной или телогреей. Это верхняя короткая шубка.

Ноги у женщины полагалось закрывать, но молодая на картине демонстрирует сапожки, скорее всего, из дорогой кожи или сафьяна (это очень тонкая кожа, по виду напоминающая замшу). Сафьяновую обувь украшали вышивкой, драгоценными камнями. Красавицы XVII века ходили на таких шпильках!.. За высоким ростом гнались, сами понимаете.

Кстати, при дворе царя Алексея Михайловича стало популярным европейское платье. Настолько популярным, что против его ношения царь издал указ.

Век XVIII. Срам, да и только!

Их бабки и прабабки ходили в плотных одеждах от шеи до пят, а красавицы XVIII века вдруг по воле государя Петра I, издавшего запрет на ношение русского платья, резко сменили гардероб. Молодым девушкам легко пережить такие перемены, а вот пожилым дамам… Открыть волосы, стянуть талию корсетом, оголить руки и плечи – срам, да и только!

На портретах красавиц Петровской эпохи заметно, что им очень неудобно. Тогдашний корсет с пластинами из китового уса, дерева, даже металла ­ практически орудие пытки: ни вдохнуть, ни выдохнуть! Вряд ли бы современная женщина в нем долго продержалась.

Вот парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Луи Каравака ­ первой модницы государства. О количестве ее нарядов ходят легенды. Это тысячи платьев, причем после ее смерти неношеными остались пятьсот.

Елизавете Петровне пытались подражать, хотя за это можно было поплатиться. Она ревниво относилась к возможным соперницам. Могла прямо на балу сорвать украшение или оторвать отделку на платье.

Платье, кстати, не было цельносшитым: рукава отдельно, юбка отдельно, отдельно и лиф. Юбка была на жестком каркасе ­ панье, который потом заменили фижмами. С ними гораздо легче управляться. Фижмы – это два легких подъюбника, которые пришивались к бокам и зашнуровывались на талии.

На парадном портрете Елизавета ­ с любимой прической, очень модной, но являться с подобной ко двору не следовало. XVIII век – время таких ухищрений парикмахеров, что нам и представить трудно. Хотя некоторые модницы предпочитали просто побрить голову наголо и каждый день менять парики.

Екатерина II к новинкам моды относилась совершенно спокойно. Тем не менее роскошь при ее дворе стала беспредельной. Как и ширина юбок. Дамы не могли войти в дверь, сесть в карету. В результате фижмы сделали складными. То же и с прическами. В них устроили специальные пружины, благодаря которым прическа складывалась.

Век XIX. Обнаженная мода

Фижмы долой! Корсеты тоже! Наступил XIX век. Русские красавицы облачились в платья греческого кроя ­ легкие, воздушные, подчеркивающие фигуру. Опять же, хорошо было стройным девушкам, они превратились в этаких Психей, а каково дамам с неидеальными формами? Как писал Карамзин, русские матрешки превратились в римских матрон.

Начало XIX века – время так называемой «обнаженной моды». Обнаженные руки и плечи, вместо рукавов небольшие застежки на плечах. Эталоном красоты в то время считали императрицу Елизавету Алексеевну, супругу Александра I. Она соответствовала всем, даже самым жестким, канонам. Высокая, стройная, со светлыми вьющимися волосами и ясным взором. Такова она и на портрете кисти Монье.

В конце столетия опять появился корсет. Очень тугой. Его шнуровали от груди до середины бедер. Сзади пристегивали турнюр – подъюбник с китовым усом или металлическими пластинами. Он позволял красиво драпировать юбку сзади. Узкая и гладкая спереди, она красиво подчеркивала бедра. Носили шлейф. И вряд ли кто­то тогда мог предположить, что пройдет каких­то двадцать лет, и изменения в моде произойдут кардинальные, придет то, что мы называем модой XX века.