Рубеж обороны
Поиск надо продолжить
Как только в «Земле нижегородской» я прочитал о розыске строителей «Рубежа обороны», так сразу же включился в поиск. К сожалению, это произошло поздно, начальные номера газеты мне не попались. Житель я сейчас городской и «Землю нижегородскую», к сожалению, не читал. Но два года поисков коечто дали.
Сам я уроженец деревни Зарубино Чкаловского района и лето провожу там. Так вот, оказывается, что этот оборонительный противотанковый ров я знаю с детства. Только он у нас назывался почемуто «трасса». Это было наше любимое место купания. Глубина рва доходила до полутора метров, вода в нем была чистая, проточная.
Отыскал я этот ров два года назад. Он хорошо заметен между деревней Зарубино и селом Пурех. А в своей деревеньке я записал рассказ Александры Владимировны Кирилловой (в девичестве Котоминой). В войну ей было 12 лет.
«Осенью сорок первого года привезли в деревню девушек лет 18 20, провели сход и объявили о рытье противотанкового рва. Бригадиром назначили моего брата Костю – ученика 10 го класса. Выдали инструмент: тачки, ломы, лопаты, кирки, пилы. Прибывших разместили по домам, выдали паек, из которого я запомнила белую муку.
Жили и работали дружно, никаких ссор не было. Кроме рва, сооружали еще какието строения.
Морозы стояли лютые. Лопаты землю не брали, да и ломом особо не наработаешься. Приехали военные и начали землю взрывать. Не обошлось без трагедии. Одну девушку убило комом мерзлой земли. Произошло это у дороги Пурех Зарубино, напротив сосны, которая до сих пор стоит».
После публикации этого рассказа в местной газете откликнулась жительница поселка Ковернино Зоя Ивановна Груздева. Это ковернинцы копали участок рва у деревни Зарубино. Зоя Ивановна хорошо помнит этот случай. Тогда все кричали, что погибла девушка из Копаней, но имени не называли.
К сожалению, этот трагический случай был не единственным. Еще об одном рассказала ученица Катунской школы Александра Блохина в своей поисковой работе «Кольцо преграды».
«Для руководства земляными работами в Катунки были присланы два батальона военнослужащих. Были среди солдат и взрывники.
В один из дней фугас, который они заложили, по какойто причине не сработал. Два солдата отправились посмотреть, в чем была причина отказа. Но только они пошевелили детонатор, как он сработал. Один солдат погиб на месте, а второй несколько дней лежал в больнице и там скончался, не приходя в сознание. Похоронили взрывников на местном кладбище. Может быть, тогда и знали их имена, но до наших дней дошло лишь имя одного солдата – Алексей. Долгое время на кладбище стоял деревянный крест с надписью: «Воин Алексей». В 1984 году был поставлен новый памятник, на котором написано: «Неизвестному солдату».
Председатель совета ветеранов поселка Катунки Виктор Петрович Лохов рассказал, что он делал попытки узнать имена погибших солдат, писал в архивы, но, к сожалению, никаких следов об этих людях не сохранилось».
Может, сейчас, когда многие документы о строительстве противотанкового рубежа рассекречены, стоит вновь предпринять попытку поиска этих неизвестных солдат?
Конечно, следует увековечить память всех строителей рубежа обороны, как это сделали юные следопыты сел Кишкино Большемурашкинского района и Чернышихи Кстовского. Они установили мемориальные знаки на местах, где пролегал противотанковый ров. Надо бы подобное сделать и в Чкаловском районе. А хорошо сохранившиеся отрезки рва объявить памятниками истории и сделать их неприкосновенными.
Александр ПРОНИН,
майор погранвойск
в отставке.
Надеемся, что этим письмом заинтересуются следопыты Чкаловского района и с началом весны, когда сойдет снег, они приступят к поиску противотанкового рва времен Великой Отечественной войны, который проходил по их земле. Мы много раз обращались к чкаловцам, но наши просьбы о помощи в поиске не были услышаны. Надеемся, что на этот раз они дойдут до адресата.{jcomments on}