48_2011_17-1
Posted in Семья
30.11.2011

Кара или надежда

Сегодня в России 550 тысяч наркоманов. Это беда сотен тысяч семей, государства. На страницах газеты мы начинаем разговор о том, как справиться с этой бедой. Приглашаем вас к участию в нем. Ваши письма очень важны.Первая тема, о которой мы считаем необходимым говорить, — тестирование школьников и студентов на употребление наркотических средств. Как вы к этому относитесь?

Президент Дмитрий Медведев высказался за принятие федерального закона, позволяющего тестировать школьников на употребление наркотиков. Возможно, это уже ближайшая перспектива. На самом деле вопрос давно обсуждается в обществе. В Татарстане еще пять лет назад начали эксперимент и ввели систему обязательного тестирования учащихся. О его результатах  чуть позже. Горячие споры не стихают. При том, что, по статистике, 82 процента россиян высказываются за тестирование школьников на употребление наркотиков.

Коробочка с инструкцией

Процедуру предлагается проводить в рамках диспансеризации учащихся. Тестировать можно с использованием крови, мочи, даже волос. Самый распространенный тест ­ тот, что определяет по моче, употребляет ли человек наркотики. Это небольшая коробочка с подробной инструкцией. Алгоритм действий прост. А вот вопрос о необходимости использования этой коробочки ­ предмет жарких споров.

Идея тестирования в российских школах принадлежит Александру Михайлову, генерал­лейтенанту полиции, члену Совета по оборонной политике РФ, руководителю Центра по изучению проблем современной наркополитики, наркопреступности и терроризма. Еще два года назад он ее активно пропагандировал, теперь мнение несколько изменил.

­ Та форма тестирования, которую пытаются сейчас осуществить за счет государства, ­ сказал Александр Михайлов, ­ я считаю, непродуктивна. Это огромная нагрузка на бюджет. Причем региональный. Когда проводили тестирование в Татарстане, то выявление одного человека, употребляющего наркотики, обошлось казне, по разным данным, в сумму от 77 до 165 тысяч рублей.

С генералом Михайловым мы встретились в областном телецентре во время проведения телемарафона “Всем миром против наркоагрессии”. Здесь собрались врачи, педагоги, представители власти. По вопросу тестирования их мнения тоже разошлись.

­ У меня неоднозначное к этому отношение, ­ поделился мыслями Павел Сидоров, главный специалист отдела профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей министерства социальной политики Нижегородской области, ответственный секретарь областной комиссии по делам несовершеннолетних. ­ Юридической базы пока нет. Опять же сомневаюсь, что это принесет реальную пользу. Ведь не для массовости, не для школ тестирование должно проводиться, чтобы они отрапортовали, что все сделано. Гонка же начнется, станут фальсифицировать, скрывать.

Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии НИРО Елена Еделева в целом относится к идее тестирования школьников положительно.

­ Но оно должно быть только добровольным, только с согласия родителей, ­ добавила она.

Психиатр­нарколог, кандидат медицинских наук Феликс Банщиков предлагает ввести в школах не медицинское, а психологическое тестирование, то есть определить, кто из подростков входит в группу риска.

Гораздо категоричнее министр образования Нижегородской области Сергей Наумов. По его словам, тестирование ­ это правильный подход.

­ Если человек будет знать, что в школе, ПТУ, техникуме, вузе его обязательно проверят, то он крепко подумает, прежде чем начать употреблять наркотики. Может сработать страх огласки или понимание того, что какие­то двери для него в жизни будут закрыты, ­ пояснил Сергей Васильевич. ­ Возмущаются правозащитники, но я, например, как родитель не вижу в тестировании ничего плохого. У меня был об этом разговор с сыном. Он тоже согласен пройти тест. Потому что бояться нечего, нечего скрывать.

В отличие от областного министра, министр российский, Андрей Фурсенко, как видно из прессы, против обязательного тестирования школьников и студентов на наркотики. Он заявил, что жесткое обязательное тестирование пока не требуется. Примечательно слово “пока”. Что, интересно, должно произойти, какой должна быть статистика, чтобы оно потребовалось?

На плечи родителей

Вводить ­ не вводить. Если вводить, то добровольно или принудительно? Ощущение, что все эти метания оттого, что нет четкой задачи, для чего, собственно, тестирование проводится. Чтобы уведомить родителей и администрацию школы? Чтобы выявить потребителей на ранних стадиях и вылечить? (В это время такое возможно.) Положительный тест ­ это кара или надежда на исцеление? А может, тестирование ­ мера скорее профилактическая? Боясь огласки, подросток будет держаться подальше от наркотиков? Четкого ответа, что здесь первоочередно, нет. Цель общая и благая ­ борьба с наркоманией. Но ясный ответ в этой ситуации нужен. Половинчатость мысли ведет к нечетким решениям.

В отличие от общества в целом, от генеральной, так сказать, линии, генерал Михайлов основную задачу тестирования видит в информировании родителей.

­ Если родители заинтересованы, то они в состоянии сами тестировать, ­ сказал он. ­ Тесты сейчас свободно можно купить в аптеке. Опять же, если этим занимаются родители, больше шансов, что сохранится тайна, если что­то обнаружится.

Тесты действительно купить можно. Вот только из 50 аптек, что я обзвонила, они оказались только в двух. Причем в одной ­ три штуки, в другой ­ две. Правда, меня уверили, что под заказ привезти можно, и стоят они не так дорого ­ в пределах 250 рублей.

Однако для кого­то и это деньги, которые из бюджета семьи так просто не выкроишь. Да и как, скажите, родителям из небольшого райцентра, где все друг друга знают, отважиться пойти в аптеку, заказать, а затем купить тест? Сарафанное радио работает без перебоев.

Что делать?

Введение тестирования школьников и студентов на употребление наркотиков ­ проблема действительно сложная и многогранная. Что касается студентов, то, пока вопрос решается на высоком уровне, сами учащиеся вузов и средних специальных учебных заведений высказываются за введение тестирования. 60 процентов говорят, что надо тестировать студентов, и 100 (!) процентов считают, что обязательно следует тестировать школьников. Вдумайтесь, это вчерашние ученики говорят.

Есть у этого вопроса еще одна грань. Дело в том, что тесты, которые сейчас выпускаются, не могут выявить всех потребителей.

­ Тесты есть, но не на все наркотики, ­ пояснила Наталья Полозова, заместитель председателя общественной организации “Родители против наркотиков”. ­ Появляется много новых, а производители тестов за ними не успевают. Государственная машина неповоротлива. Хотя в целом я за тестирование школьников, но нужно проработать вопрос: что дальше? Допустим, выявили. Что с этими детьми делать? Кому сообщать, кроме родителей? Куда направлять? Этот вопрос сейчас вообще открыт.

Итак, общество на самом­то деле не готово к введению новой меры. Нет идеального теста, непонятно, как поступать с выявленными подростками. Но если проработать эти моменты, то сама идея и полезна, и эффективна.

Хотя в Татарстане думают иначе. Там решено систему обязательного сплошного тестирования изменить. Причина ­ отнюдь не несовершенство тестов. По словам организаторов, тестирование школьников на употребление наркотиков ­ это деньги на ветер. А вот бы подсчитать, скольких людей при этом уберегли от страшного, опрометчивого шага. И определить, сколько денег приходится на каждого. Может, спасение одного человека оказалось бы не таким и дорогим?

Надежда МУРАВЬЕВА.

Коллаж Татьяны ЧЕРНЯВСКОЙ.

Н. Новгород.

Статистика

По данным Минздравсоцразвития России, официально стоит на учете 621 тысяча 366 наркозависимых. По экспертным оценкам, наркоманов в России порядка 2,5 миллиона ­ это почти 2 процента жителей страны, из них молодежь до 30 лет составляет более 1,5 млн человек. Среди школьников опыт употребления наркотиков имеют 10­13 процентов, среди студентов ­ до 30 процентов. По данным ФСКН Нижегородской области, на 1.01.2011 г. на учете стояло 6 тысяч наркозависимых. Средняя продолжительность жизни наркомана ­ 21 год.

Мнения

Как вы относитесь к тестированию школьников на наркотики?

Светлана, студентка
(г. Урень):

­ В принципе, я не против введения тестирования. С одной стороны, можно будет выявить пристрастие ребят к наркотикам еще в юном возрасте. А с другой ­ что это даст? Ведь у нас, как правило, лечат не причину, а следствие.

Дмитрий, студент
(г. Урень):

­ Я бы, наверное, отнесся положительно к введению тестирования. Может, тестирование, а потом своевременно оказанная помощь кому­либо из нас, подростков, и помогут избавиться от смертельной привычки.

Артем, школьник
(г. Сергач):
:

­ Есть опасность, значит, надо подумать о защите. Это и будет дополнительной защитой от наркотиков. Поскольку каждый будет знать, что в любой момент могут проверить и уличить.

Дмитрий, студент
(г. Семенов):

­ Я, наверное, из числа колеблющихся, считаю, что подобные проверки ­ это, по сути, недоверие к нам.

Юлия, мама двоих детей школьного возраста
(г. Н. Новгород):

­ С одной стороны, отношусь положительно, с другой ­ это вмешательство в личную жизнь. Но если бы нам в школе предложили, я бы, наверное, согласилась.

Нина, многодетная мать
(с. Воскресенское):

­ Я за. Я в своих детях уверена.

Елена, многодетная мать
(г. Н. Новгород):

­ Я против. Права ребенка нарушаются. И в моральном плане это не совсем хорошо, это унижает человека.

Дмитрий, имеет нескольких внуков дошкольного и школьного возраста (г. Лукоянов):

­ Я не только за тестирование. Я за то, чтобы руки обрубить наркоторговцам.

Валентина Геннадьевна, педагог с большим стажем
(с. Воскресенское):

­ Я за тестирование школьников. Только потому, что можно выявить употребление на ранних стадиях и успеть что­то сделать, чтобы спасти ребенка.

 

Тревога!

Посчитайте ложки

Как показывает опыт, большинство родителей стопроцентно уверены, что их ребенок к наркотикам отношения не имеет. Пока они не окажутся лицом к лицу с неопровержимыми доказательствами. Как говорится, не дай Бог, но вдруг кому­то будет полезно знать признаки того, что человек переступил опасную черту. Не факт, что эти симптомы говорят именно об употреблении наркотиков, но задуматься о том, что с ребенком происходит что­то неладное, все равно стоит. Итак, тревожные симптомы:

=Пропадает интерес к учебе, снижается успеваемость.

=Появляется беспричинная агрессия.

=Ребенок становится скрытным.

=Резкие перепады настроения.

=Нездоровый цвет лица (чрезмерная бледность или, наоборот, краснота).

=Красные круги вокруг глаз.

=Постоянно шмыгает носом, хотя других симптомов простуды нет.

=Зрачки часто расширены или неадекватно сужены.

=И еще один момент. В доме начинают пропадать ложки. Или, непонятно почему, вы находите их закопченными. Значит, с их помощью готовили зелье.