Posted in Благовест
25.01.2018

На «балахонский манер»

Здесь и стены ­ реликвия

Краеведческий музей открылся в Балахне в 1927 году к 10­летию революции в здании закрытой на тот момент Знаменской церкви. Собранные тогда экспонаты до сих пор составляют «золотой фонд» музейной коллекции. Сейчас балахнинский историко­художественный комплекс включает в себя четыре филиала ­ музей стекла «Чёрный лебедь» в деревне Коневе, музей Кузьмы Минина, «Дом Плотникова» и «Усадьба Худякова». В перспективе ­ создание новых экспозиций. С 2010 года учреждение возглавляет кандидат исторических наук Мария Карташова.

Сейчас «Дом Плотникова» ­ главная экспозиция комплекса, здесь находятся его фонды. На хранение передано более 18 тысяч экспонатов федеральной и муниципальной формы собственности. Одних только подлинных письменных источников в музейном архиве ­ свыше 4500. Сведения о порядка двух тысяч экспонатов с присвоенными регистрационными номерами выложены на сайте Госкаталога, так как комплекс включён в реестр музеев РФ. Основная часть фондов ­ семейные реликвии, принесённые рядовыми гражданами.

Другая важнейшая часть экспонатов ­ коллекции, собранные во время раскопок. Музей сотрудничает не только с нижегородскими археологами, в старинный ремесленный центр Поволжья приезжают исследователи отовсюду.

­ Мы не позиционируем себя только как краеведческий музей, ведь рассказываем о судьбе всего Нижегородского края и даже России, потому что всё взаимосвязано, ­ говорит Мария Вячеславовна. ­ А как иначе, если, скажем, некоторые из 170 икон, хранящихся у нас, писаны не позднее XVII века и не где­нибудь, а в Оружейной палате московского Кремля…

Среди таких икон самой таинственной и захватывающей воображение является, пожалуй, «Богоматерь Боголюбская», поступившая в музей в плохом состоянии из Москвы ещё в 1970­е и до сих пор находящаяся на реставрации. Икона подписная, на ней скорописью XVII столетия выведено: «сию отдать в Балахну на праздник Рождества Богородицы».

Знать бы, кисти какого мастера Оружейной палаты принадлежит данная работа. К поиску подключили московский архив древних актов, где есть образцы почерка практически всех дьяков и иконописцев палаты.

Реставрационные работы проводят специалисты и слушатели Академии живописи, ваяния и зодчества имени И.С. Глазунова, приезжающие в Балахну на практику.

История Балахны отзывается эхом и в самом Нижнем Новгороде. Например, при раскопках в Благовещенском монастыре археологи обнаружили целую коллекцию балахнинских изразцов, изготовленных в XVIII­XIX веках. Всего было найдено порядка 500 предметов. Коллекция заинтересовала научное сообщество, в частности специалистов из Института археологии РАН. К сожалению, пока нельзя увидеть эти находки, так как они ещё находятся в работе, но можно с уверенностью сказать, что изразцы станут одними из лучших экспонатов.

Недавно в деревне Конево был открыт музей стекла, посвящённый ещё одному балахнинскому промыслу, а конкретно ­ истории стеклозавода «Труд», существовавшего на территории поселения в течение 200 лет. Экспозиция создавалась с нуля. Экспонаты в основном приносили местные жители. Десять уникальных предметов из стекла удалось обнаружить во время этнографической экспедиции в доме у одной из жительниц села Бурцево. В музее воссоздан быт дореволюционных промышленников, а также показаны современные изделия стекловаров.

В «Усадьбе Худякова», принадлежащей некогда купцу первой гильдии и городскому главе Александру Худякову ­ помимо исторически достоверных интерьеров второй половины XIX века можно посетить фольклорные встречи, мастер­классы по изготовлению жбанниковских глиняных свистулек и резьбе по дереву.

Чем близка Испания?

Но, пожалуй, самым знаменитым промыслом в Балахне до сих пор остаётся кружевоплетение. Между прочим, одной из известных кружевниц слыла Акулина Ивановна Каширина ­ бабушка Максима Горького. А расцвет промысла пришёлся на XVIII век, когда Пётр I пригласил на балахнинские судоверфи специалистов из западной Европы. Европейские костюмы того времени были богато украшены кружевами. У местных мастериц появилась возможность следить за последними тенденциями в мировой моде и перенимать их. Особой популярностью кружева пользовались тогда в Испании. Однажды испанский король даже запретил подданным их носить, ввиду огромных трат на эти тончайшие изделия. Кстати, специалисты говорят, что именно испанская техника кружевоплетения наиболее похожа на «балахонский манер», получивший своё название в XIX веке. Так может, у балахнинских кружев испанские корни? Остаётся только фантазировать, так как неоспоримых свидетельств тому не осталось.

­ Мы активно собираем коллекцию кружевных изделий, созданных в нашем неповторимом стиле, ­ говорит Мария Карташова. ­ В хранилище тканей сейчас находится около 500 кружевных изделий. «Балахонский манер» очень сложный и трудоёмкий в освоении, но желающие научиться обращаются постоянно. Как­то работая с архивными документами, случайно обнаружила в записях, что моя прабабушка сдавала готовые кружева ­ то есть была кружевницей. В детстве меня в эти секреты никто не посвящал, но со временем я сама научилась, благо остались в Балахне мастера. Среди них ­ член Союза художников России Галина Котова, работающая в музее.

Мастерицы музейного комплекса вместе с Марией Карташовой участвуют во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, посвящённых кружево­плетению. В их общей копилке уже множество наград и призов, но, что не менее ценно, налажены тесные связи с коллегами, в том числе и зарубежными.

«Купно за едино»

Музейщикам хотелось бы, чтобы новые друзья приезжали в Балахну и знакомились с её богатым историческим наследием. Для этого необходимо создавать разветвлённую туристическую инфраструктуру. При грамотном подходе этнографический туризм может не только популяризировать город и район, но и стать значительным источником пополнения бюджета. Работа в этом направлении уже ведется. Помощь оказывают власть и депутатский корпус. Например, при поддержке депутата ЗСНО Александра Глушкова в Балахне была создана Музейная набережная, которую теперь нужно благоустроить.

Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области совместно с администрацией Балахнинского района разработан и другой проект ­ «Мининская слобода», представляющий собой музейно­туристический комплекс под открытым небом ­ воссозданные постройки XVII века, стилизованные под деревянную архитектуру того времени гостиница, кафе и пристань, а также сувенирные лавки, часовня, памятники и парковая зона.

По задумке организаторов объект должен стать одной из важнейших точек туристического маршрута, проходящего по областям, связанным с историей Смутного времени и освобождения России от польской интервенции. В Балахне Кузьме Минину посвящён музей, занимающий помещение в культурно­досуговом комплексе «Дом Москвы», что был построен на деньги столичного правительства. «Мининская слобода» должна стать гораздо более масштабной экспозицией. Эскизы для неё давно готовы, археологические изыскания на месте строительства произведены, остаётся дождаться финансирования, а сумма требуется не малая – более 500 млн рублей. Впрочем, легендарный балахнинец­патриот в нужный момент смог собрать средства на содержание целой армии, так что и чтящим его память потомкам нужно провозгласить: «Купно за едино».

Андрей ДМИТРИЕВ.

Балахнинский район.