Posted in Благовест
05.09.2017

Летающий министр

16-й по счету, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году. Пытались представить себе, как все было 120 лет назад. Надо сказать, что многое нам удалось, и в публикациях мы открыли новый газетный жанр — реконструкции. Правда, и полистать старых газет и журналов пришлось порядочно.Закончился выставочный юбилей, и, казалось бы, можно забыть о выставке. Как вы знаете, мы переключились на новую дату в истории нашего города — его 800-летие. Появились первые публикации новой рубрики «Нижегородские легенды», но, как оказывается, выставочные тайны продолжают нас преследовать. Видимо, будем время от времени к ним возвращаться. Вот как сегодня.

Простая разгадка

Эта фотография из богатейшей коллекции нижегородского светописца Максима Петровича Дмитриева при разглядывании вызывала один и тот же вопрос: что это за надпись на воздушном шаре? Сегодня мы привыкли к тому, что разноцветные шары на фиестах «украшают» рекламными полотнищами. Может быть, из 1896 года, когда была сделана фотография, и идет эта традиция. Попробуем разгадать загадку.

Итак, сюжет фотографии таков: в павильоне воздухоплавания на Всероссийской выставке готовится к полету газовый воздушный шар. Как видим, посмотреть на зрелище собралась многочисленная публика. Для нее нет загадки в надписи на шаре. Достаточно обойти его кругом и прочитать надпись. Нам же придется домысливать и догадываться, прикидывая множество вариантов. Если это реклама, то что она призывает приобретать? Неужели тогда уже реклама повелевала военному ведомству и, желая подзаработать, оно размещало на шарах все, что диктовал щедрый рекламодатель? Но не будем гадать!

Внимательнее рассмотрим надпись. Перед первой буквой «В» большой разрыв, возможно, с нее и начинается слово. После второй, концевой буквы «В» (если увеличить фотографию) проглядывается почти незаметная буква «С».

Читаем — «ВАННОВС», и само собой напрашивается окончание «КИЙ». Значит, это может быть фамилия Ванновский. Но что это за человек, именем которого назвали шар? И вообще принято ли было давать боевым аэростатам имена?

Обратимся к истории воздухоплавания. Первые аэростаты, поступившие на вооружение русской армии, были названы «Сокол» и «Орел».

27 мая 1887 года выходит распоряжение военного министра, в котором говорится:

«Разрешить дать название шарам, имеющимся в парке, причем за шаром, совершившим полет в маневрах под Брестом в прошлом году, сохранить данное ему полковником Орловым название «Русский», другие же шары назвать именами различных птиц, как, например: Орел, Голубь, Ястреб, Сокол, Кречет, Коршун, Беркут, Кобчик, Чайка, Ласточка, Ворон и т. п.».

А военным министром, подписавшим это распоряжение, был генерал от инфантерии Петр Семенович Ванновский.

Не кажется ли вам, что мы близки к разгадке надписи на шаре?

Читаем историю воздухоплавания дальше.

«Помимо «пернатых» наименований, на оболочках шаров стали появляться названия крупных городов Российской империи, в которых дислоцировались воздухоплавательные отделения, например «С.-Петербург», «Варшава» и т. д. Такой чести также удостоились и выдающиеся военачальники, сыгравшие заметную роль в развитии отечественного военного воздухоплавания: «Генерал Ванновский»…»

Как раз этот аэростат мы и видим на снимке Дмитриева.

Вымаранная
фигура

Самого же Петра Семеновича Ванновского можно было увидеть в свите его императорского величества, который побывал на выставке и наблюдал запуск шаров в павильоне воздухоплавания.

Сколько ни напрягай память, не вспомним ничего об этом генерале, хоть и учили историю своего Отечества. Из нее он был удален как лишняя, ничего не значащая фигура.

А представляете, как можно было трактовать тогда, в годы вымарываний, его слова, которые он говорил подчиненным:

«Я собака, я всех кусаю, никому дремать не даю, а потому и порядок такой, какого, может быть, ни у кого нет, когда вы будете начальниками, советую вам тоже быть собаками».

Узурпатор, солдафон… Что еще можно было тогда сказать о нем? Нам память о таких военачальниках не нужна!

Между тем Петр Семенович Ванновский входит в десятку российских и советских военных министров по продолжительности службы на этом посту. 16 лет был он во главе русской армии. Статья о его заслугах в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона занимает несколько страниц. И рассказывает она о тех реформах, которые он предпринял в армии. Император Александр III доверял ему и всячески поддерживал.

«Ванновский, властный по натуре, скорее «командовал», чем «управлял» Военным министерством и армией, наименее касаясь непосредственно лишь технических отраслей военного дела, в которых считал себя некомпетентным. Исключение составляло лишь дело перевооружения нашей армии новым магазинным ружьем, в котором он принимал живое участие».

Так писала о нем советская «Военная энциклопедия». Как же походя не лягнуть царского генерала. Но генерал-то был русским, с боевым опытом, с умением находить общий язык с подчиненными, а уж о некомпетентности в технических делах стоит забыть вообще. Чтобы перевооружить армию новым магазинным оружием, военный министр привлекает к работе многих специалистов и ученых. Дмитрий Иванович Менделеев оставляет все свои дела и занимается бездымным порохом для патронов новой винтовки Мосина.

Вот строчки из Энциклопедического словаря:

«Введение в полевую артиллерию мортир впервые совершилось в России, чему подражают теперь и в иностранных армиях. Введен новый тип облегченных артиллерийских повозок обоза; состоялось перевооружение горных батарей; введены новые крепостные легкие пушки и мортиры большого калибра, стреляющие бомбами торпедо, с громадной разрушительной силой; введено электрическое освещение местностей в крепостях в военное время».

А еще генерал от инфантерии всемерно заботился об улучшении положения солдат, и особенно офицерского корпуса, как основы армии. Казалось бы, мелочь, но он избавил армию от пышных и нелепых одеяний и ввел практичную и удобную форму «национального покроя».

Новое
пристрастие

Его имя в знак заслуг могло быть написано на пушках, крепостях, но оно появилось на воздушном шаре. Какие же у него заслуги перед воздухоплаванием? Как ни странно, особых заслуг никаких!

У него была одна заслуга: он нашел поручика Александра Матвеевича Кованько и рискнул доверить ему великое дело — освоение воздушного пространства в военных целях. Правда, еще была вторая заслуга — не мешал ему.

11 августа 1885 года на занятиях воздухоплавателей внезапно появился военный министр. Он приказал подготовить воздушный шар и поднять его в воздух. Когда шар был готов, его корзину заняли поручик А. М. Кованько, П. С. Ваннов­ский и профессор Михайловской артиллерийской академии генерал‑майор Н. П. Федоров. Солдаты сдали привязной аэростат «Сокол» на высоту 100 метров.

После приземления военный министр удовлетворенно сказал: «И на воздухе можно служить царю и Отечеству».

А двумя месяцами позднее у военного министра будет повод поздравить Александра Матвеевича Кованько с успешным перелетом на воздушном шаре из Петербурга в Новгород.

«Поздравляю с началом и успехом. Дай Бог, чтобы это дело развивалось у нас быстро и хорошо на пользу России и славу нашей армии и ее отрядов по воздухоплаванию». В истории российского воздухоплавания это был первый подобный перелет.

Но не только на пользу армии развивалось это дело. Дмитрий Иванович Менделеев, в знак благодарности за работу над бездымным порохом, упросил военного министра совершить полет на воздушном шаре в день солнечного затмения. Понимая всю опасность затеи, военный министр, тем не менее, разрешил. Так состоялся первый полет на воздушном шаре с научными целями.

А еще в войсках ходили легенды о честности генерала Петра Семеновича Ванновского, который не жаловал нечисто­плотных людей, мечтавших поживиться за счет казны. Родилась по этому поводу и шутка:

«Воздухоплавательный парк — единственное место, где можно надуть «Ванновского». Имелся в виду, конечно, аэростат его имени.

Мы отыскали в «Нижегородском листке» упоминание об одном из полетов воздушного шара «Генерал Ванновский».

«Пущенный 1 сентября с территории выставки шар «Генерал Ванновский» в тот же день в 6 1 / 2 часов вечера благополучно спустился близ Илевского завода, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии».

Даже по прямой это около двух сотен верст. Видимо, хороший ветерок подхватил шар. Лишь к вечеру аэронавты задумали садиться.

Через два года после Всероссийской художественно-промышленной выставки, где был замечен нижегородским фотографом Максимом Дмитриевым шар «Генерал Ванновский», сам генерал ушел в отставку. Говорили, что по болезни. На самом деле он уже не мог управлять военным ведомством, как делал это раньше. Старость? Ничуть, новый государь развязал руки великим князьям, и те рьяно взялись влезать в управление государством. Их нерастраченная энергия вносила хаос, и вместо дела вернулась уже было забытая показуха — бесконечные парады и массовые праздники.

Петр Семенович Ванновский вынужден был возглавить министерство просвещения.

Трагический
полет

А воздушный шар, названный его именем, продолжал летать. Следы его полетов можно отыскать в старых газетных сообщениях. Со временем военное ведомство передало шар всероссийскому аэроклубу.

19 июня 1909 года газета «Российские ведомости» сообщила трагическую весть:

«В полдень со двора газового завода был выпущен воздушный шар под названием «Генерал Ванновский», на котором поднялись в воздух члены всероссийского аэроклуба, редактор журнала «Воздухоплаватель» капитан Герман и пассажиры — г. Палицын с супругой и гр. Ростовцев. Шар поднялся на значительную высоту. Чудная погода и атмосферические условия предвещали успешный полет.

Вскоре, однако, наблюдавшие за шаром стали замечать, что с ним творится что-то неладное: фигурация шара стала изменяться, круглость его стала пропадать, а вскоре затем последовало стремительное падение с высоты 900 метров. Шар упал в 10 верстах от Петербурга на правом берегу Невы, на лугу. Первую помощь аэронавтам оказали местные жители, увидевшие при приближении такую картину: рядом с гондолой лежал мертвый Палицын, в пяти шагах от него лежала его жена, г-жа Палицына, рядом с ней в бесчувственном состоянии лежал капитан Герман, гр. Ростовцев стоял растерянный вблизи. Пострадавших немедленно отвезли в ближайшую фабричную больницу, где доктор Тугарс констатировал у г-жи Палицыной перелом плеча, у капитана Германа — четыре перелома правой ноги и перелом левой.

Причина, вызвавшая падение шара, еще не выяснена. Осмотром установлено, что оболочка шара не повреждена. Полагают, что кем-нибудь из аэронавтов нечаянно был задет шнур от клапана, и газ вышел. Падение шара продолжалось 2 минуты».

Больше о шаре «Генерал Ванновский» ничего не известно. Возможно, этим трагическим полетом завершилась для него эпоха воздухоплавания.

Далее наступало время аэропланов.

 

Вячеслав ФЕДОРОВ.

Простая разгадка
Эта фотография из богатейшей коллекции нижегородского светописца Максима Петровича Дмитриева при разглядывании вызывала один и тот же вопрос: что это за надпись на воздушном шаре? Сегодня мы привыкли к тому, что разноцветные шары на фиестах «украшают» рекламными полотнищами. Может быть, из 1896 года, когда была сделана фотография, и идет эта традиция. Попробуем разгадать загадку.
Итак, сюжет фотографии таков: в павильоне воздухоплавания на Всероссийской выставке готовится к полету газовый воздушный шар. Как видим, посмотреть на зрелище собралась многочисленная публика. Для нее нет загадки в надписи на шаре. Достаточно обойти его кругом и прочитать надпись. Нам же придется домысливать и догадываться, прикидывая множество вариантов. Если это реклама, то что она призывает приобретать? Неужели тогда уже реклама повелевала военному ведомству и, желая подзаработать, оно размещало на шарах все, что диктовал щедрый рекламодатель? Но не будем гадать!
Внимательнее рассмотрим надпись. Перед первой буквой «В» большой разрыв, возможно, с нее и начинается слово. После второй, концевой буквы «В» (если увеличить фотографию) проглядывается почти незаметная буква «С».
Читаем — «ВАННОВС», и само собой напрашивается окончание «КИЙ». Значит, это может быть фамилия Ванновский. Но что это за человек, именем которого назвали шар? И вообще принято ли было давать боевым аэростатам имена?
Обратимся к истории воздухоплавания. Первые аэростаты, поступившие на вооружение русской армии, были названы «Сокол» и «Орел».
27 мая 1887 года выходит распоряжение военного министра, в котором говорится:
«Разрешить дать название шарам, имеющимся в парке, причем за шаром, совершившим полет в маневрах под Брестом в прошлом году, сохранить данное ему полковником Орловым название «Русский», другие же шары назвать именами различных птиц, как, например: Орел, Голубь, Ястреб, Сокол, Кречет, Коршун, Беркут, Кобчик, Чайка, Ласточка, Ворон и т. п.».
А военным министром, подписавшим это распоряжение, был генерал от инфантерии Петр Семенович Ванновский.
Не кажется ли вам, что мы близки к разгадке надписи на шаре?
Читаем историю воздухоплавания дальше.
«Помимо «пернатых» наименований, на оболочках шаров стали появляться названия крупных городов Российской империи, в которых дислоцировались воздухоплавательные отделения, например «С.-Петербург», «Варшава» и т. д. Такой чести также удостоились и выдающиеся военачальники, сыгравшие заметную роль в развитии отечественного военного воздухоплавания: «Генерал Ванновский»…»
Как раз этот аэростат мы и видим на снимке Дмитриева.
Вымаранная 
фигура
Самого же Петра Семеновича Ванновского можно было увидеть в свите его императорского величества, который побывал на выставке и наблюдал запуск шаров в павильоне воздухоплавания.
Сколько ни напрягай память, не вспомним ничего об этом генерале, хоть и учили историю своего Отечества. Из нее он был удален как лишняя, ничего не значащая фигура.
А представляете, как можно было трактовать тогда, в годы вымарываний, его слова, которые он говорил подчиненным:
«Я собака, я всех кусаю, никому дремать не даю, а потому и порядок такой, какого, может быть, ни у кого нет, когда вы будете начальниками, советую вам тоже быть собаками».
Узурпатор, солдафон… Что еще можно было тогда сказать о нем? Нам память о таких военачальниках не нужна!
Между тем Петр Семенович Ванновский входит в десятку российских и советских военных министров по продолжительности службы на этом посту. 16 лет был он во главе русской армии. Статья о его заслугах в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона занимает несколько страниц. И рассказывает она о тех реформах, которые он предпринял в армии. Император Александр III доверял ему и всячески поддерживал.
«Ванновский, властный по натуре, скорее «командовал», чем «управлял» Военным министерством и армией, наименее касаясь непосредственно лишь технических отраслей военного дела, в которых считал себя некомпетентным. Исключение составляло лишь дело перевооружения нашей армии новым магазинным ружьем, в котором он принимал живое участие».
Так писала о нем советская «Военная энциклопедия». Как же походя не лягнуть царского генерала. Но генерал-то был русским, с боевым опытом, с умением находить общий язык с подчиненными, а уж о некомпетентности в технических делах стоит забыть вообще. Чтобы перевооружить армию новым магазинным оружием, военный министр привлекает к работе многих специалистов и ученых. Дмитрий Иванович Менделеев оставляет все свои дела и занимается бездымным порохом для патронов новой винтовки Мосина.
Вот строчки из Энциклопедического словаря:
«Введение в полевую артиллерию мортир впервые совершилось в России, чему подражают теперь и в иностранных армиях. Введен новый тип облегченных артиллерийских повозок обоза; состоялось перевооружение горных батарей; введены новые крепостные легкие пушки и мортиры большого калибра, стреляющие бомбами торпедо, с громадной разрушительной силой; введено электрическое освещение местностей в крепостях в военное время».
А еще генерал от инфантерии всемерно заботился об улучшении положения солдат, и особенно офицерского корпуса, как основы армии. Казалось бы, мелочь, но он избавил армию от пышных и нелепых одеяний и ввел практичную и удобную форму «национального покроя».
Новое 
пристрастие
Его имя в знак заслуг могло быть написано на пушках, крепостях, но оно появилось на воздушном шаре. Какие же у него заслуги перед воздухоплаванием? Как ни странно, особых заслуг никаких!
У него была одна заслуга: он нашел поручика Александра Матвеевича Кованько и рискнул доверить ему великое дело — освоение воздушного пространства в военных целях. Правда, еще была вторая заслуга — не мешал ему.
11 августа 1885 года на занятиях воздухоплавателей внезапно появился военный министр. Он приказал подготовить воздушный шар и поднять его в воздух. Когда шар был готов, его корзину заняли поручик А. М. Кованько, П. С. Ваннов­ский и профессор Михайловской артиллерийской академии генерал‑майор Н. П. Федоров. Солдаты сдали привязной аэростат «Сокол» на высоту 100 метров.
После приземления военный министр удовлетворенно сказал: «И на воздухе можно служить царю и Отечеству».
А двумя месяцами позднее у военного министра будет повод поздравить Александра Матвеевича Кованько с успешным перелетом на воздушном шаре из Петербурга в Новгород.
«Поздравляю с началом и успехом. Дай Бог, чтобы это дело развивалось у нас быстро и хорошо на пользу России и славу нашей армии и ее отрядов по воздухоплаванию». В истории российского воздухоплавания это был первый подобный перелет.
Но не только на пользу армии развивалось это дело. Дмитрий Иванович Менделеев, в знак благодарности за работу над бездымным порохом, упросил военного министра совершить полет на воздушном шаре в день солнечного затмения. Понимая всю опасность затеи, военный министр, тем не менее, разрешил. Так состоялся первый полет на воздушном шаре с научными целями.
А еще в войсках ходили легенды о честности генерала Петра Семеновича Ванновского, который не жаловал нечисто­плотных людей, мечтавших поживиться за счет казны. Родилась по этому поводу и шутка:
«Воздухоплавательный парк — единственное место, где можно надуть «Ванновского». Имелся в виду, конечно, аэростат его имени.
Мы отыскали в «Нижегородском листке» упоминание об одном из полетов воздушного шара «Генерал Ванновский».
«Пущенный 1 сентября с территории выставки шар «Генерал Ванновский» в тот же день в 6 1 / 2 часов вечера благополучно спустился близ Илевского завода, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии».
Даже по прямой это около двух сотен верст. Видимо, хороший ветерок подхватил шар. Лишь к вечеру аэронавты задумали садиться.
Через два года после Всероссийской художественно-промышленной выставки, где был замечен нижегородским фотографом Максимом Дмитриевым шар «Генерал Ванновский», сам генерал ушел в отставку. Говорили, что по болезни. На самом деле он уже не мог управлять военным ведомством, как делал это раньше. Старость? Ничуть, новый государь развязал руки великим князьям, и те рьяно взялись влезать в управление государством. Их нерастраченная энергия вносила хаос, и вместо дела вернулась уже было забытая показуха — бесконечные парады и массовые праздники.
Петр Семенович Ванновский вынужден был возглавить министерство просвещения.
Трагический 
полет
А воздушный шар, названный его именем, продолжал летать. Следы его полетов можно отыскать в старых газетных сообщениях. Со временем военное ведомство передало шар всероссийскому аэроклубу.
19 июня 1909 года газета «Российские ведомости» сообщила трагическую весть:
«В полдень со двора газового завода был выпущен воздушный шар под названием «Генерал Ванновский», на котором поднялись в воздух члены всероссийского аэроклуба, редактор журнала «Воздухоплаватель» капитан Герман и пассажиры — г. Палицын с супругой и гр. Ростовцев. Шар поднялся на значительную высоту. Чудная погода и атмосферические условия предвещали успешный полет.
Вскоре, однако, наблюдавшие за шаром стали замечать, что с ним творится что-то неладное: фигурация шара стала изменяться, круглость его стала пропадать, а вскоре затем последовало стремительное падение с высоты 900 метров. Шар упал в 10 верстах от Петербурга на правом берегу Невы, на лугу. Первую помощь аэронавтам оказали местные жители, увидевшие при приближении такую картину: рядом с гондолой лежал мертвый Палицын, в пяти шагах от него лежала его жена, г-жа Палицына, рядом с ней в бесчувственном состоянии лежал капитан Герман, гр. Ростовцев стоял растерянный вблизи. Пострадавших немедленно отвезли в ближайшую фабричную больницу, где доктор Тугарс констатировал у г-жи Палицыной перелом плеча, у капитана Германа — четыре перелома правой ноги и перелом левой.
Причина, вызвавшая падение шара, еще не выяснена. Осмотром установлено, что оболочка шара не повреждена. Полагают, что кем-нибудь из аэронавтов нечаянно был задет шнур от клапана, и газ вышел. Падение шара продолжалось 2 минуты».
Больше о шаре «Генерал Ванновский» ничего не известно. Возможно, этим трагическим полетом завершилась для него эпоха воздухоплавания.
Далее наступало время аэропланов.
Вячеслав ФЕДОРОВ.