Posted in Семья
15.06.2017

Дом, где чужих не бывает

Ренат Эсатов возглавляет Спасский дом-интернат уже десять лет, однако основную часть жизни связан был с сельским хозяйством — руководил колхозом. Около трех десятилетий трудился на земле. — Несмотря на, казалось бы, огромную разницу между этими двумя сферами деятельности, у них много сходства, — считает Ренат Месутович. — В первую очередь, и там, и тут подразумевается работа с людьми. Здесь самый главный критерий для руководителя — желание созидать на благо подопечных и подчиненных.

Самому учреждению уже двадцать лет. В 1997 году его открывал тогдашний губернатор Нижегородской области Иван Скляров. Интернат рассчитан на 50 койко-мест. Его обитатели — это люди, попавшие в трудные жизненные обстоятельства. Причины таких обстоятельств разные — преклонный возраст, инвалидность, слабое здоровье, отсут­ствие родственников. Кто-то, увы, попадает сюда, не ощутив поддержки членов семьи.

— С возрастом некоторым старикам уже не удается находить общий язык с повзрослевшими деть­ми, наверное, потому, что сами, по сути, становятся большими деть­ми, — рассуждает Ренат Эсатов. — Какая-то часть наших жильцов не смогла адаптироваться в обществе из-за вредных привычек, и всестороннюю помощь они находят теперь у нас. Но самое печальное, что к нам попадает и молодежь. Вот только что приняли женщину, которой еще нет и тридцати. Она инвалид первой группы, а из родственников никого.

В середине 1990-х, когда вместе с другими подобными учреждениями появился этот интернат, одной из острых социальных проблем страны было огромное количество бездомных людей — тех, что на переломе эпох не смогли вписаться в новые реалии и оказались на обочине жизни. Они-то и стали первыми жителями интерната. Сейчас ситуация, слава богу, не такая катастрофическая, и очередей сюда уже нет. Стоит сказать, что обитают в учреждении не только жители Спасского района, пользующиеся приоритетом при поступлении. Приезжают сюда со всей Нижегородчины и даже из других областей.

Сам интернат не занимается распределением. В каждом районе существуют специальные муниципальные центры, которые собирают данные по нуждающимся. Личные дела по каждому кандидату направляются в Министерство социальной политики, где комиссия решает, в какое учреждение направить того или иного человека. В интернат новый жилец поступает уже с сопроводительными документами.

— Наша главная задача, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от дома, — считает Ренат Месутович. — На первых порах нужно помочь им переступить психологический барьер. Многие, когда-то успешно преодолев его, живут в интернате с момента открытия. Некоторым уже под сто лет, и они не просто доживают век, а занимают активную жизненную позицию, имеют массу увлечений, широкий круг общения и интересов. Но, честно говоря, не всем удается влиться в новую жизнь, и к ним у нас особый подход.

По штату в интернате числится 32 сотрудника. Специфика работы в учреждении делает из каждого — от директора до сестры-хозяйки — психолога. Коллектив в общей массе — люди с огромным жизненным опытом и солидным стажем работы, поэтому они всегда находят нужные слова, чтобы под­держать своих подопечных.

Жители интерната получают качественное медицинское обеспечение, для чего есть штатный врач и три медсестры, которые дежурят в круглосуточном режиме. Те, кому нужно более широкое врачебное вмешательство, переводятся для прохождения полного курса лечения в местную больницу. Многим обитателям учреждения в буквальном смысле была спасена жизнь, потому что в одиночку они вряд ли смогли бы позаботиться о собственном здоровье.

Способствует увеличению продолжительности жизни и сбалансированное пятиразовое питание. Малоподвижным обед приносят прямо в постель и кормят с ложечки. А таких чуть ли не половина.

Внимательно следят в интернате и за психологическим здоровьем. Вокруг здания зелено, оборудованы клумбы и цветники, посажены деревья, есть даже собственные бахча и виноградник. Работа на приусадебном участке служит хорошим способом психологической разгрузки. В помещениях и на территории идеальная чистота. В ее поддержании с удовольствием принимают участие и жильцы.

Практически все комнаты двухместные. Люди не должны замыкаться в себе, но в то же время им необходимо личное простран­ство. Во многих подобных учреждениях жилые комнаты обустроены по типу больничных палат со множеством коек. Такие условия нельзя назвать комфортными. А в спасском интернате все почти по-домашнему. Правда, уют в комнате зависит и от самих жильцов, от того образа жизни, который они вели до поступления в интернат. Кого-то удалось перевоспитать, и это тоже одна из созидательных миссий персонала.

Когда десять лет назад Ренат Эсатов заступил на должность, в интернате не было ни одной книги. Что говорить, если даже с питанием случались перебои. Не до книг было, ведь катастрофически не хватало средств на самое необходимое. Сотрудники обратились к населению с просьбой помочь собрать библиотеку. И люди отозвались. Сейчас в фондах библиотеки интерната уже более трех тысяч книг. Чтение стало здесь одним из любимейших хобби.

Многое удалось сделать для улучшения условий жизни благодаря помощи меценатов и просто неравнодушных людей. В интернате, к примеру, есть мебель, сделанная руками спасских умельцев. Кто-то принесет в дар пальто, кто-то — бытовую технику. Здесь рады любой помощи. Ренат Месутович вспоминает, как накануне прошлого Нового года в интернат позвонил предприниматель из Нижнего Новгорода и спросил, в чем сейчас нуждается учреждение. Через несколько дней он приехал с женой в гости и привез посудомоечную машину, сушилку, а также угощения к новогоднему празднику. Помогает решать проблемы и депутатский корпус.

Недавно в области в рамках оптимизации принято решение ликвидировать пять учреждений с пятым классом пожароопасности. Вероятно, в ближайщее время Спасский дом-интернат примет пополнение из других районов. Что ж, их ждет дом, где чужих не бывает.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Спасский район.