Лодка из первого эшелона

обнаружили две подводные лодки Балтийского флота Советского Союза, погибшие в годы Великой Отечественной войны.Как сообщил  руководитель экспедиции Константин Богданов, поисковая миссия проводилась в районе внешних островов Финского залива Гогланд и Большой Тютерс.«Мы обнаружили две подводные лодки — Щ-406 и Щ-320. Поиск вели с помощью современного гидролокационного оборудования. После того, как мы обнаружили объекты, по очертаниям сходные с контурами подводных лодок, к ним погрузились водолазы и провели подводную съемку», — рассказал Константин Богданов.Подводная лодка Щ-320 в октябре 1942 года отправилась в боевой поход, но на связь больше не выходила, а Щ-406 под командованием Героя Советского Союза Евгения Осипова погибла в 1943 году.Участникам экспедиции удалось также установить обстоятельства гибели обеих подводных лодок: субмарины подорвались на минах. «По состоянию подводных лодок видно, что и там, и там экипаж после подрыва боролся за жизнь. В одной из лодок полностью открыт люк, во второй, вероятнее всего, оставшийся в живых экипаж пытался спастись на специальном аппарате», — отметил Богданов.Мы расскажем вам, как воевала и погибла подводная лодка Щ-406.

Смена командираНачало Великой Отечественной войны подводная лодка встретила под командованием капитан-лейтенанта Владимира Максимова  в составе учебной бригады ПЛ в Кронштадте, где завершала программу испытаний. Уже 11 июля подводная лодка перешла в Таллин, откуда 13 июля, всего через 15 дней после вступления в состав флота, направилась в район Карлскрона — остров Борнхольм (позиция № 2). Патрулирование указанного района не принесло результата. Командир подводной лодки, видя неподготовленность экипажа, вел себя достаточно пассивно. Большую часть времени подводная лодка находилась на глубине 20-25 м довольно далеко от берега, лишь изредка подвсплывая под перископ. Единственная встреча с противником произошла при возвращении в базу, когда ночью в проливе Соэловяйн Щ-406 обнаружила германскую U-144. Подводные лодки уклонились друг от друга  и утром 2 августа Щ-406 благополучно прибыла в Триги. 5 августа подводная лодка была уже  в Кронштадте.Здесь Щ-406 ждала смена командира. Подводя итоги ее первого похода, командование учло слабую подготовку экипажа подводной лодки. Кроме того,  капитан-лейтенант Максимов самовольно отлучился с корабля в Ленинград, чтобы, по его словам, проститься с эвакуирующейся сестрой. По возвращении на подводную лодку он был арестован. Военный трибунал расценил поступок Максимова как трусость и дезертирство (как раз в эти дни немецкая авиация проводила массированные бомбардировки Кронштадта) и  приговорил его к расстрелу.Новым командиром Щ-406 был назначен бывший старпом капитан-лейтенант Евгений Осипов.Первые атакиБлокадную зиму Щ-406 провела у борта плавбазы «Полярная звезда» в Ленинграде. Кампанию 1942 года лодка начала в составе первого эшелона.Военный совет Балтийского флота принял решение о разделении подводных лодок на три эшелона. Была установлена четкая организация выхода лодок в море. В ночь на 24 июня Щ-406 вышла на позицию № 5 в район Стокгольма.Форсируя Финский залив и уклоняясь   от сторожевых кораблей противника, Щ-406 несколько раз ударялась о грунт, повредив в носовой части легкий корпус, а затем в районе банки Калбодагрунд подверглась атаке самолета. Бомбы взорвались неподалеку. На подводной лодке вышло из строя управление вертикальными и горизонтальными рулями, и нарушилась изоляция аккумуляторной батареи, повреждены перископы. Впрочем, один из перископов быстро исправил штурманский электрик старшина 2-й статьи Лапшонков. Восемнадцать часов продолжалось форсирование вражеских противолодочных заграждений. Лодка буквально ползла по дну.  Это был первый опыт форсирования опасных районов путем прижимания к грунту.Утром 6 июля в пяти милях севернее маяка Хевринге Осипов провел свою первую торпедную атаку по транспорту из состава конвоя. Через две минуты на подводной лодке слышали два взрыва и посчитали судно потопленным. Был атакован транспорт из конвоя под эскортом шведских кораблей. Торпеды взорвались, ударившись о скалу Геддан. Сторожевой корабль «Капарен» так же безуспешно сбросил на большом удалении от подводной лодки  девять глубинных бомб.Спустившись южнее к маяку Херадшер,  Щ-406 вновь атаковала конвой. Через  минуту после пуска торпеды на подводной лодке был услышан взрыв большой силы. На субмарине посчитали цель пораженной. Но успех этой атаки не был подтвержден в архивных документах ни германской, ни шведской стороны.  Реальный успех пришел на следующий день. На исходе 8 июля Щ-406  атаковала одиночное судно. Торпеда поразила германскую шхуну «Фидес», которая удержалось на плаву только благодаря находившемуся на борту грузу леса.Странные нейтралыШведы не раз протестовали по поводу атак своих судов советскими подводными лодками. В зарубежной и отечественной историографии давно установлено, что в ходе Второй мировой войны Швеция неоднократно отступала от буквы нейтралитета, поддерживая не только торгово-экономические, но и военные контакты с гитлеровской Германией. Транспорты Швеции везли в Германию железную руду. Германия получала денежные кредиты из Швеции. Когда Швеция заартачилась и отказала в кредитовании военных предприятий Германии, Гитлер тут же отдал распоряжение своему генштабу подготовить план по захвату непокорного государства. Больше Швеция ни в чем Гитлеру  не отказывала. Военное командование Германии использовало в своих интересах и воздушное пространство Швеции: немецкие самолеты беспрепятственно летали над территорией Швеции. Военные корабли и самолеты конвоировали немецкие грузы и войска в своих территориальных водах и воздушном пространстве, тем самым осуществляя с ВМС Германии стратегическое, оперативное и тактическое взаимодействие.Несмотря на такой странный «нейтралитет»,  нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов своим приказом  запретил атаки в территориальных водах Швеции. Поскольку коммуникации проходили вдоль берега, подводным лодкам, развернутым у шведского побережья, было приказано перейти на новые позиции. 16 июля Щ-406 перешла для действий в Аландское море, но и здесь суда под шведским флагом попали под удар, хотя по прибытии в новый район подводная лодка три раза по разным причинам отказывалась от атаки.На подводной лодке подходили к концу топливо и продовольствие. 28 июля Щ-406 начала возвращение в базу и 30 июля приступила к форсированию Финского залива. 1 августа глубинная бомба с фин­ского катера чуть было не погубила субмарину: повреждены носовая дифферентная цистерна и цистерна быстрого погружения. В ночь на 3 августа подводная лодка прибыла в Нарвский залив для встречи с катерами, которые должны были сопровождать возвращавшиеся с позиций подводные лодки Щ-406 и Щ-303 до базы. Командование Островного района не смогло должным образом организовать встречу, зато вместо наших катеров появились корабли противника, которые устроили охоту за подводными лодками. Осипов решил самостоятельно идти на Лавенсари, куда лодка прибыла вечером 7 августа. В ночь на 9 августа Щ-406 ошвартовалась в Кронштадте.Командование высоко оценило второй поход Щ-406, засчитав на счет подводной лодки уничтожение 5 судов противника общим водоизмещением более 29000 тонн. Командиру подводной лодки Е. Я. Осипову присвоили звание Героя Советского Союза, сам корабль награжден орденом Красного Знамени (оба приказа объявлены 23 октября 1942 года). Не был забыт и экипаж подводной лодки, удостоенный орденов и медалей.ПочестиВ ноябре Щ-406 прибыла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. К концу апреля 1943 года корабль был подготовлен к боевому походу. В ночь на 1 мая Щ-406 совместно с Щ-323 начала переход в Кронштадт. У выхода огражденной части Морского канала на Щ-406, которая шла головной, вышел из строя гирокомпас. Подводные лодки поменялись местами. Вскоре Щ-323 подорвалась на неконтактной мине и затонула. Щ-406 прибыла в Кронштадт.В ночь на 25 мая субмарина перешла на Лавенсари для выхода на позицию, расположенную в северной части Данцигской бухты. 29 мая тральщики и сторожевые катера проводили Щ-406 до точки погружения на Восточном Гогландском плесе.Где и когда погибла Щ-406, было неизвестно.29 мая у острова Большой Тютерс немецкий дозор минного заграждения «Зееигель» наблюдал взрывы трех мин, после чего на поверхности воды обнаружен слой масла. Вполне вероятно, подводная лодка погибла на минах.В этот период силы противолодочной обороны  противника провели ряд атак по находившимся в этом районе, кроме Щ-406, подводным лодкам Щ-303 и Щ-408.1 июня на подходе к Нарген-Поркалаудскому противолодочному рубежу авиационной разведкой противника была обнаружена и атакована советская подводная лодка. Ее атаковал финский минный заградитель «Риилахти» и германский самолет «Арадо-196».После сбрасывания глубинных бомб с субмарины началось интенсивное выделение соляра и воздушных пузырей, на поверхности воды появились обломки дерева. Противник прослушивал взрывы на самой лодке. Масляное пятно в этом месте держалось несколько дней. В этот день противник провел еще несколько атак подводных лодок.В районе острова Вайндло германская авиация и корабли 24-й десантной флотилии бомбили подводную лодку, наблюдая признаки ее вероятной гибели, а северо-восточнее немецкого заграждения тральщики  из состава 31-й флотилии сбросили в голове обнаруженного масляного следа две серии глубинных бомб, после чего вновь наблюдали признаки гибели подводной лодки. Как стало известно совсем недавно, бомбежке подвергся остов погибшей осенью 1942 года Щ-304.На борту Щ-406 в ее последнем походе находилось 40 человек. 6 мая подводникам-балтийцам отдали воинские почести. К месту гибели субмарин прибыли участники  подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы», священники. Водолазы установили на корпуса субмарин таблички с полными списками членов экипажей. Место гибели наносится на карту, обозначается как братская могила.По списку потерь на борту лодки Щ-406 числится четыре наших земляка, на лодке Щ-320 горьковчан в экипаже не было. Евгений ЕМЕЛИН.
Среди  погибшего экипажа подводной лодки Щ-406 находились наши земляки:ЧЕРНЯГИН Иван Иванович, 1918 г. р., краснофлотец, Уроженец с. Стексово Ардатовского района. Призван на флот в 1940 году Свердловским РВК г. Горького. Погиб на ПЛ Щ-406 в августе 1943 года. Похоронен в море. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.ДЯГИЛЕВ Петр Иванович, 1919 г. р., старшина 2-й статьи. Уроженец с. Львовка Вадского района. Призван на флот в 1939 году. Погиб на ПЛ Щ-406 в августе 1943 года. Похоронен в море. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.СМИРНОВ Сергей Максимович, 1919 г. р., старший краснофлотец. Уроженец Сормовского района.  Призван на флот в 1939 году Ленинским РВК.  Погиб на ПЛ Щ-406 в августе 1943 года. Похоронен в море. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.СЕРГЕЕВ Василий Викторович, 1923 г. р., краснофлотец. Урожеец с. Евлашево Мордовской АССР. Призван на флот в 1942 году Автозаводским РВК.  Погиб на ПЛ Щ-406 в августе 1943 года. Похоронен в море.