Posted in Благовест
15.05.2017

Скучный Незнайка

До 1990-х годов половина родителей читали детям книжки. Сегодня это делают только семь процентов пап и мам, а 37 процентов населения не читают совсем.

Неутешительны результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста: 33-е место среди 40 стран; по технике чтения наши старше­классники занимают лишь 33-е место из 45 стран мира.

Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов.

По результатам анкетирования моих третьеклассников и четвероклассников выяснилось следующее. Среди нелюбимых, скучных книг дети назвали «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Робинзон Крузо» Д.  Дефо, повести В. Крапивина, Ж. Верна, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, то есть те самые книги, которыми мы, взрослые, зачитывались в детстве. Среди любимых книг лидируют «Денискины рассказы» В. Драгунского, «потому что они смешные и интересные». Печально: вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение восприятия культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного.

Кто же любимые литературные герои современных детей? По результатам опроса лидирует Гарри Поттер и его отечественные аналоги («Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев», автор – Д.  Емец). Супергерой с внешностью обычного школьника не случайно вызывает такой повышенный интерес: он наделен фантастическими способностями и спасает мир от зла. Нашим детям хочется ощущать себя такими же нужными в деле спасения мира.

Нет смысла говорить, что современная детская литература лучше или хуже той, что была раньше. Она просто другая. Вот, например, как начинается повесть Д. Емца «Королева мутантиков»: «У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает…» Так в детскую литературу входит современная реальность – реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Одни авторы играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному, другие создают пародийную картину нашего времени, подчеркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.

Если раньше детская литература включала в себя элементы детской речи и детского фольклора, то сейчас язык многих детских книг приближается к разговорной речи взрослых. «Я телом только тигр, а душой буденновец, реинкарнация души, слышала, наверное, о таком опыте, мать за ногу, — и тигр грязно выругался… Ругаюсь паскудно, но уж извини, себя не переделать» (Г. Генераленко, «Анастасия – дочь купеческая»). Сама роль литературного героя в наше время меняется. Поскольку воспитательное начало ослаблено, персонажи детских произведений перестают восприниматься как образцы для подражания и часто не поддаются привычному делению на положительных и отрицательных.

Возьмем, к примеру, Дж. Роулинг с ее феноменальной – и заслуженной – популярностью. Чему учат книги «поттеровского цикла»? Тому же, что и «Чучело» В. Железникова, и «Голубятня на желтой поляне» В. Крапивина, и «Рыцари сорока островов» С. Лукьяненко: честь выше страха, дружба и преданность значат больше, чем послушание и преуспевание, ум способен выручить в трудной ситуации. В основном, считаю, главная цель современной детской литературы не запугать читателя, а подготовить к сложной жизни.

Для формирования устойчивого интереса к чтению у младших школьников провожу уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-викторины, уроки-встречи. Использую элементы занимательности: загадки, кроссворды, ребусы… И настоятельно советую родителям не заставлять детей читать из-под палки, под угрозой наказания, а читать вместе с детьми, обсуждать прочитанное и в итоге убедить (и убедиться самим), что чтение – не тяжкая обязанность, а удовольствие.

Выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский считал, что главное во всестороннем развитии личности – нравственное воспитание. Имея опыт работы с младшими школьниками, убеждена: нравственные ценности усваиваются переживанием, а не логическим пониманием. А один из лучших способов пробудить эмоции ребенка – это чтение художественной литературы.

Анна ЗАГУРДАЕВА. zeml.nn@ya.ru