Posted in Экономика
21.02.2017

Обратная сторона медали

Ушла ли льгота?

Тема «круглого стола» – «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан: проблемы и перспективы» — свелась в основном к обсуждению последних изменений в областном законодательстве в отношении выплат ветеранам труда.

Казалось бы, спор о терминах, произошедший в ходе дискуссии между заместителем председателя облсовпрофа Михаилом Орловым и начальником управления адресной социальной поддержки граждан министерства социальной политики области Еленой Голубевой, носит чисто формальный характер. Однако здесь просматривается принципиальный аспект.

Михаил Орлов настаивает на том, что и после того, как льготы ветеранам труда заменили на денежные выплаты за проезд, жилищно-коммунальные услуги, льгота как таковой быть не перестала. Пособия и льготы – это не одно и то же.

— Поправлю, льгот как таковых, понятия такого в законодательстве нет, — возражает Елена Голубева. – От этого понятия ушли в 2005 году, когда все льготы были заменены денежными выплатами.

Так в чем же принципиальная разница? По мнению автора этих строк, в том, что льготу ветерана труда отменить было бы невозможно. Ну а денежные выплаты с этой точки зрения куда менее устойчивы.

Критерий
стал жестче

Елена Голубева напомнила, что когда в 2015 году были внесены изменения в федеральный закон о разграничении полномочий между органами госвласти регионов и правительством РФ, появилась такая норма: субъект РФ при решении вопросов соцподдержки может устанавливать критерий нуждаемости. Был принят закон области, согласно которому установлен критерий нуждаемости для региональных ветеранов труда.

Закон этот вступил в силу в апреле 2016 года. Критерий нуждаемости был установлен в виде среднедушевого денежного дохода, который составлял в ту пору порядка 27 тысяч рублей. По свидетельству Елены Голубевой, количество ветеранов труда области, получавших меры социальной поддержки, уже тогда уменьшилось на 20 тысяч.

— После анализа информации о положении дел в других субъектах РФ, консультаций с федеральным министерством труда и социальной защиты было установлено, что ни в одном регионе среднедушевой денежный доход в качестве критерия нуждаемости не применяется, — объяснила участникам «круглого стола» Елена Голубева. – В основном берется в той или иной кратности величина прожиточного минимума. И лишь в Республике Татарстан установлена сумма в размере 20 тысяч рублей. Соответственно, и мы при подготовке законопроекта пошли по этому пути. Причем величина критерия нуждаемости – 20 тысяч рублей соответствует сумме среднего размера пенсии и минимального размера оплаты труда в нашей области. 15 декабря 2016 года принято изменение в 133-й региональный закон, которым определены меры социальной поддержки для ветеранов труда и ветеранов труда Нижегородской области и установлен критерий нуждаемости в размере 20 тысяч рублей. При этом учитывается доход только самого гражданина, имеющего данное звание. Введение этого критерия нуждаемости позволило нам расширить перечень пособий для многодетных и малоимущих семей, семей с детьми…

Все участники «круглого стола» — за поддержку материнства и детства. У них один вопрос: почему делается это за счет ветеранов труда?

— Почему в качестве образца взят Татарстан, где уровень жизни выше, чем в нашей области? – спросил Михаил Орлов. Он подчеркнул, что облсовпроф настаивает на введении в качестве критерия нуждаемости среднедушевой доход, который сейчас составляет 30,5 тысячи рублей.

«Мы это заработали»

В дискуссии приняли участие люди, не обремененные чинами, потерявшие как ветераны труда полагающиеся выплаты.

— На обратной стороне медали «Ветеран труда» написано: «За долголетний безупречный труд», — напомнила Галина Ивановна Маркина. – Лишать заслуженных людей положенных выплат безнравственно.

— Это звание, которое именно зарабатывается, — подчеркнула Галина Анатольевна Ермоченко, прослужившая с мужем в отдаленном гарнизоне на Севере 27 лет. – Лишать ветеранов труда заработанных выплат – это самый примитивный подход к решению сложных экономических проблем…

Точка не поставлена?

— Мы пришли сюда за диалогом, — обратился к участникам дискуссии председатель комитета по социальным вопросам Законодательного Собрания области Надир Хафизов. – Мы не оппоненты вам. Я признаю, что столь чувствительный законопроект требовал широкого обсуждения… Мне кажется, не все механизмы выравнивания ситуации использованы. Ситуация позволяет вернуться к этому вопросу, рассмотреть его глубже, со всеми последствиями. Призываю работать вместе в направлении нахождения решения.

— Мы готовы, — коротко отреагировал заместитель председателя облсовпрофа Михаил Орлов.

Николай РЯЗАНОВ.