Кража пейзажей
В Подмосковье и Нижнем Новгороде сотрудники уголовного розыска вместе с представителями ФСБ и Росгвардии нашли картины Левитана, украденные 5 августа 2014 года.Воры похитили из Дома‑музея Левитана пять картин — одну пятую часть имеющихся здесь творений художника. Музей был сразу закрыт и открылся только через семь с половиной месяцев — в марте 2015 года.
Ущерб от кражи оценивали в 77 млн рублей. Впрочем, точную стоимость полотен установить сложно, поскольку картины Левитана редко продавались на мировых аукционах. Самая дорогая — «Иллюминация Кремля», 1896 год, — на аукционе Christie`s в 2007 году ушла за 3,3 млн долларов (около 135 млн рублей). Среди примеров продаж небольших работ 1880-1890‑х годов — «Озеро в лесу». На Christie`s в 2007 году полотно было продано за 300 тыс. долларов, «Вспаханные поля» на Sotheby`s в 2008 году — за 200 тыс. долларов. Небольшие работы эскизного характера попадаются на торгах многих домов с оценками примерно 100-150 тыс. долларов. Об этом сообщила газета «Коммерсантъ».
Похищение назвали кражей века, и оно вошло в десятку самых крупных по части отечественного искусства. Поднялось целое информационное цунами: о преступлении написали федеральные газеты и интернет-порталы, видеосюжеты подготовили известные телеканалы.
Информационная волна быстро дошла и до зарубежья. Уже на второй день после кражи крупнейшее в мире информационное агентство «Франс Пресс» запросило у музея-заповедника изображения картин, чтобы передать их по своим каналам.
Ольга Наседкина, научный сотрудник музея-заповедника в Плёсе и знаток творчества Левитана, сразу после похищения рассказала нашей газете:
— Хочу надеяться, что все картины живы. Знаете, перед смертью Исаак Ильич в письме Дягилеву написал: «Охотно разрешаю делать все, что хотите, с моими картинами, только не уничтожать… Как-то жалко всю энергию и любовь, ушедшую на них». Они когда-нибудь всплывут, эти работы. Даже если это будет и не при нас…
Историк, краевед и бывший директор музея-заповедника Екатерина Закаменная констатировала, что кражи музейных ценностей в Плёсе происходят с каким-то фатальным постоянством, а затем выделила важную особенность: «В других музеях украденное редко возвращается, а нас до сих пор Господь спасал — все находилось».
* * *
Пользователи Интернета выдали на‑гора целый букет мнений о будущем украденных картин. Кто-то писал о безвозвратно утерянных полотнах, кто-то — об анонимном меценате, который через пару лет выкупит картины на аукционе у анонимного коллекционера. Кто-то размышлял о невозможности появления украденных полотен в частном собрании. Были и те, кто делился своими сновидениями, в которых «явился Левитан и пальцем указал то место, где злодей, похитивший картины, их оставил». Так или иначе, кража никого не оставила равнодушным.
Ивановский экстрасенс Юлия Жулинская и в августе 2014‑го (в программе «Х-Версии» телеканала ТВ-3), и в апреле 2016‑го (на канале «Барс» в ходе кастинга на телешоу «Битва экстрасенсов») утверждала, что похищенные картины «пока еще находятся где-то рядом, в одной из деревень».
Директор же Плёсского музея-заповедника Алла Чаянова в интервью ИТАР-ТАСС сказала, что продать работы Левитана легально грабителям вряд ли удастся, поскольку картины слишком хорошо известны. Тем не менее криминалистика знает немало случаев, когда даже самые известные и хрестоматийные полотна не отыскиваются годами, а то и десятилетиями. Так, в 1990 году грабители, переодетые офицерами полиции, похитили из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне 12 предметов искусства, среди которых фигурировали живопись Вермеера и Рембрандта, рисунки Дега и другие известные вещи. Музей объявил награду в 5 млн долларов за информацию об артефактах, но их местонахождение неизвестно до сих пор.
В феврале 2015 года заместитель начальника отдела музейного фонда Министерства культуры РФ Надежда Петрова заявила, что украденные картины Левитана никогда не будут списаны с фондов Плёсского музея-заповедника. Это означало, что через любое время, если полотна где-то всплывут, государство и музей смогут предъявить на них свои права согласно учетной документации.
* * *
Украденные полотна Левитана («Овраг за забором», «Полустанок», «Речная заводь», «Розы» и «Тихая речка») были обнаружены случайно. Сразу вспомнились слова специалистов о промысле Божьем — Господь всегда спасает плёсские реликвии. А злодеев, надо думать, будет ждать суд уголовный.
…Силовики брали в Подмосковье двух человек, подозреваемых в разбойных грабежах в Нижегородской области. За злоумышленниками числились нападения на банк, инкассаторов и дежурных патрульных.
Опасная операция окупилась сторицей. Кроме двух предполагаемых бандитов, оперативники задержали еще одного человека, числившегося в розыске. При обыске было обнаружено более килограмма кокаина и одна из похищенных картин Левитана — «Тихая речка». Любопытный набор: беглый преступник, наркотик и творение искусства.
Другие четыре полотна оперативники нашли в Нижнем Новгороде.
Кражу века, по официальным данным, организовали два гастролера, загодя и тщательно подготовившиеся к делу. В ту августовскую ночь они прибыли в Плёс на мотоцикле. Проверили прилегающую территорию на наличие случайных прохожих: проехали до Музея пейзажа, заглянули в переулок Кирова. Заглушили мотоцикл и катили его от Левитан‑холла до Дома‑музея Левитана.
В 3.08 они в масках, перчатках и с налобными фонариками закрасили глазки камер видеонаблюдения, установленных на стенах музея. Через окно, смотрящее на Никольскую улицу, проникли внутрь, сорвали картины, выбрались наружу и скрылись на мотоцикле. Всю преступную операцию похитители провернули примерно за минуту.
Некоторые источники говорят о двух-трех минутах, но это не имеет большого значения.
Воров могли задержать полицейские, направлявшиеся к Дому‑музею по сигналу и встретившиеся с мотоциклистами по дороге. Однако в тот раз судьба злоумышленников оберегла.
В 3.12 возле музея появилась охрана, передала информацию коллегам, и полиция начала действовать по тревоге.
* * *
Главной версией стало похищение по заказу.
Кража картин Левитана вызвала целую цепочку событий. Она коснулась, в частности, усиления музейной охраны. Губернатор Ивановской области распорядился проверить систему безопасности всех музеев. На ее укрепление региональная власть направила более 18 миллионов рублей.
Три миллиона пошли на обеспечение охраны Плёсского музея-заповедника. Здесь были смонтированы необходимые технические средства охраны, например видеонаблюдение с удаленным просмотром, рольставни высокого класса взломостойкости, специальные металлические решетки. Там, где это необходимо, заменены оконные блоки и отремонтирована кровля.
В марте 2015 года Дом‑музей Левитана, после 233 дней перерыва, открыл двери для посетителей. Вынужденный простой не помешал заведению и в 2014‑м, и в 2015‑м стать самым популярным на Волге музеем. Это, по образному сравнению директора музея-заповедника Аллы Чаяновой, своеобразная Мекка, куда постоянно стремятся туристы. Причем как летом, так и зимой.
Своя череда фактов выстроилась по линии ОВД. Уже в августе 2014 года первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой прибыл в Плёс и вел разговор о ходе расследования громкого хищения. Из этого визита было ясно: расследование преступления находится под особым контролем МВД.
В марте 2015 года начальник пресс-службы УМВД по Ивановской области Владислав Радостин заявил о приостановлении расследования кражи:
— Следствие приостановлено после того, как специалисты изучили материалы, полученные в ходе оперативных действий. Дело признано нераскрытым. При этом розыск похищенных картин продолжается, работа не будет прекращена, пока полотна не будут найдены, а похитившие их преступники задержаны.
Через месяц, в апреле, начальник управления МВД по Ивановской области сообщил журналистам, что в расследовании похищения картин Левитана наметился прогресс. Следователи получили информацию, которая, возможно, выведет на след преступников.
И вот в декабре 2016‑го полотна найдены. В скором времени работы художника вернутся на свое законное место.
Оксана КоролЁва
по материалам газеты «Плёсские ведомости».