19.01.2017

Рыбное место

«А я вчера ухой из нижегородской стерлядки семью побаловал», — попробуйте поделиться этим известием со знатоками. Вас тут же спросят: «Где достал?» Да, пока еще местную рыбку надо доставать, но ситуация может измениться. В области есть хозяйства, которые готовы увеличить объемы производства и обеспечить нижегородцев свежей рыбой.

Войти в этот рынок непросто, требуется время. Важно понимать, что именно планируется делать — только выращивать рыбу или перерабатывать. В рыбхозе «Вадский» нашли ответ.

Хозяйство начинало производство с тех прудов, которые известны многим по легендам о таинственной «Вадской воклине». Сегодня озеро объявлено памятником природы, из производства исключены 70 га водной глади. Но у рыбхоза уже своих прудов немало, зимовальный комплекс составляют 17 водоемов.

Здесь ориентируются не на массовую рыбу, а на ценную, вроде форели и осетров. Чтобы доход иметь, надо предлагать что-то необычное, то есть породы рыб, которых раньше на Нижегородчине не растили.

Сегодня рыбоводы не бегают с сетями и бреднями. Лов происходит методом спуска воды. После осушения пруда рыба остается в уловителе. А рядом построены карповый, форелевый и осетровый инкубационные цеха. В них из икринок выводят потомство.

— С точки зрения племенного дела нам большего и желать не надо, — поясняет директор хозяйства Евгений Ганюшкин. — Жаль, что финансовые трудности сдерживают пока достройку осетрового цеха уже под товарную рыбу. Успели сделать только бетонные работы. Но на следующий год и его достроим…

Пока же вадчане в своей работе упор делают не на конечный продукт — товарную рыбу, а на племенную. Карп, осетр, форель, толстолобик, белый амур, стерлядь, щука отлично реализуются еще «малолетками». Их разбирают на доращивание.

Всем известна рыбацкая привычка широко разводить руки, показывая, какую рыбу «вчера поймал». Но когда рыбовод Алексей Каляев показал садок с главной ценностью — производителями осетровых рыб, стало ясно, что так широко развести руки никто не смог бы. Да и вытащить это «бревно» из воды сил не хватит.

Сейчас настает пора «доить» производителей форели — получать икру и молоки. Это непростой ручной процесс.

Осетры и стерлядь уже засыпают, потому что зимой не питаются.

Залогом развития любого рыбхоза является богатая кислородом, прозрачная, чистая вода. В таких условиях рыба быстро развивается, не болеет. Создание наилучших условий требует современных систем водоснабжения. Теперь системы действуют и в вадском рыбхозе. Там работают линии с УЗВ — установками замкнутого водоснабжения. Они же и подогревают воду, ведь холодную только форель любит.

Конечно, это еще не завод замкнутого цикла, но уже большой шаг вперед.

Кормящимся зимой рыбам Алексей насыпает комбикорм и сетует, что он сегодня очень дорогой — по 130 рублей за килограмм.

— Вот поэтому в наших планах постройка своего комбикормового завода, — рассказывает специалист. — Себестоимость кормов будет на уровне 50-60 рублей…

В перспективе хозяйству нужен и цех переработки, и мини-консервный завод, чтобы вести полный цикл производства.

— Для развития требуются большие объемы товарной рыбы, а у нас не хватает площадей, — говорит директор Евгений Ганюшкин. — Попросту земли под обустройство прудов нет. Для того чтобы взять участок в аренду, целый год занимаюсь оформлением. Даже неудобицу оформить сложно. Недавно нашел место, там родники бьют — удобно, чтобы сделать пруды. Предстоит пройти через аукцион. Если к весне выиграем, то начнем стройку. Будет пруд наполняться — и товарной рыбой займемся.

Александр КУРИКОВ.

Вадский район.