Posted in Благовест
17.11.2016

Людей настоящих вырастить бы

Поповых в Успенском храме Бора знают многие. Отец Владислав поет на клиросе, алтарничает. Матушка Вера тоже в хоре. Только в церкви она бывает немного реже супруга. Заботы, хлопоты… Шутка ли, девять ребятишек в семье.

Книга, изменившая  судьбу

В Ангрене церквей не было. Да и откуда им взяться, если городок в глубоком горном ущелье начал строиться только в 1948 году, когда в тех местах нашли уголь. А православные традиции жили. Отец Владислав помнит, как однажды мама, хоть и не была особенно религиозна, разбудила утром, дала в руки нарядное яйцо со словами: «Пойдем к бабушке. Скажешь: «Христос воскрес!». Бабушка тогда яичко взяла и внука благословила. Было почему-то так радостно, что и описать невозможно! И вот удивительно: советское время, Узбекистан… А все ребятишки в тот день вышли на улицу с пасхальными яйцами.

Минули годы. Владислав Попов вырос и стал профессиональным спортсменом-велосипедистом. Мастер спорта международного класса, он выступал за сборную республики. Добился бы, возможно, и больших высот, в сборную страны попал бы, но Советского Союза не стало.

В те годы многие находились в поиске: кто-то — средств к существованию, кто-то — смысла жизни. Владислав искал источники потенциальной энергии организма, чтобы добиться новых успехов в спорте.

— Перелопатил массу разной литературы, — вспоминает он. — И как-то в руки попала книга Силуана Афонского. Я был потрясен, просто шокирован его восприятием жизни. Насколько он иначе мыслил, чем я… Такой был духовный всплеск, порыв, что я сразу захотел уйти в монастырь. Пришел с этим в епархиальное управление. Но там вразумили: «Ты сначала просто в храм походи, в алтаре помогай. Может, тебе церковная жизнь и не понравится».

Ему было тогда 24 года. Владислав Попов начал воцерковляться. Потом поступил в только что открывшееся Ташкентское духовное училище. Духовное образование на постсоветском пространстве лишь начинало возрождаться, все отлаживалось. Вот и в училище в столице Узбекистана набирали одновременно и юношей, и девушек. Со своей будущей супругой отец Владислав сидел за одной партой.

Она приехала из соседней Туркмении учиться на регента. В отличие от Владислава, Вера выросла в очень религиозной семье. Все детство, можно сказать, прошло в храме на окраине Ашхабада. Молодые люди обвенчались. Владислав Попов принял священнический сан. Но только в сказках все заканчивается свадьбой, в жизни с нее все только начинается. Общие радости и скорби.

«Езжай  своя Россия»

Отец Владислав не служит уже шестнадцать лет. С тех пор как попал под запрет, покинув приход и Узбекистан без согласия архиерея, взял лишь благословение духовника. «Езжай своя Россия» — это они там слышали на каждом шагу. На базаре или в магазине по-русски не разговаривали, только по-узбекски, иначе и отвечать никто не будет. Психологическое давление испытывали постоянно. Впрочем, даже так можно было бы жить, но закрывались русскоязычные школы, а когда ушли на экскурсию и пропали учительница с целым классом, жить стало страшно.

Поповы решили уехать в Нижний Новгород. Здесь у одной знакомой прихожанки были родственники. Глава семейства хотел съездить «на разведку», но вышло иначе. Начался вооруженный конфликт, ситуация сложилась такая, что семья могла погибнуть. И они, взяв двоих малышей (матушка была беременна третьим), приехали в незнакомый Нижний. Ни жилья, ни денег.

— На Бога надеялись, как и сейчас, — рассказывают отец Владислав и матушка Вера.

И все устроилось. В Нижнем познакомились со священником Николаем Горбатовским, он помог снять квартиру, найти работу. Не при церкви, а рабочим на производстве. С благодарностью говорят Поповы и о протоиереях Александре Мякинине и Вячеславе Сеничеве, о других нижегородских батюшках. Потом отцу Владиславу повезло стать грузчиком на хладокомбинате, платили там хорошо и регулярно. Тогда семья скопила на небольшой домик в городе Бор, где живет и сейчас.

В Борском благочинии участие в судьбе батюшки с матушкой принял тогда еще иерей Алексий Парфенов. В Успенском храме отец Владислав Попов трудится много лет. Довелось поработать и сторожем, и водителем. Служить он по-прежнему не может. По благословению митрополита Георгия отец Владислав встречался с уже новым главой Ташкентской епархии, но снова получил приглашение служить там.

— У нас тогда было уже семеро. Как сорваться? — вспоминает батюшка. — А владыке Георгию мы очень благодарны. Он участвует в нашей судьбе и всячески помогает.

Порядок
должен быть

Как проводит время многодетная семья? Не только в трудах и заботах. В 2013 году ездили всей семьей в Крым. Был, конечно, соблазн истратить деньги на что-то более практичное. Но родители решили: пусть дети увидят море. А в 2014‑м ходили в горы. Знакомый священник собрал группу со всей страны, оказались там и отец Владислав со старшими ребятами.

Какие они разные, дети. Вот Варя — лидер. Она всегда вела младших за собой. Даже педагоги в школе отмечали Варины педагогические способности. Но она, закончив школу с золотой медалью (плюс еще музыкальную и художественную школы), поступила на биофак университета имени Лобачевского. У Варвары очень высокие требования к себе и сильная воля.

А еще они смотрят кино и мультфильмы. Не все подряд. Телевизор только для дисков, которые, даже безобидные, папа и мама сначала просматривают сами. Во время постов в доме ни Интернета, ни фильмов и мультиков нет.

Существуют ежедневные дежурства, в которые входят мытье посуды и уборка. Малыши от дежурства освобождаются, но как только человек идет в первый класс — будьте добры к швабре. Порядок должен быть.

Прибавляем

в любви

— Какая для меня сейчас самая большая радость в жизни? — переспрашивает матушка Вера. — Наверное, когда рождается новый человечек. Я однажды прочитала, что с рождением каждого следующего ребенка увеличивается его вес. У нас было именно так. Дима, ему полгода, — богатырь, родился в пять килограммов. А у меня с появлением каждого ребенка возрастает материнская любовь. В разы просто, не в два, а в пять, в девять…

— Радость — настоящих людей вырастить, — заключает отец Владислав. — Чтоб не стыдно было перед Господом стоять.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Борский округ.