Чудеса там, где в них верят
И каждый год строится около тысячи новых.Возведение храмов — дело благое, богоугодное. И подход к нему особый. Знания канонов строительства недостаточно, главное — вера.Чаще всего средства на строительство жертвуют меценаты – в виде своеобразной индульгенции: «Я церковь возведу, а Бог мне грехи отпустит». Но бывает и иначе…
Общими усилиями
В деревне Строчково церковь когда-то была. Красивая, деревянная. Ничего от нее не осталось, только легенда. Однако местные жители стали замечать: «не то» в селе творится. Евгений Кочетов, председатель СПК «Колхоз имени Куйбышева», рассказывает:
— Многие работники колхоза, особенно старшее поколение – люди верующие. А еще внимательные и вдумчивые. Заметили: стал народ болеть часто, кругом сплошь разводы и дрязги семейные. На общем собрании пришли к выводу – нужен в деревне храм.
Решение колхозников одобрили и остальные, и вскоре по благословению владыки Августина в Строчкове был установлен поклонный крест и начато строительство.
— Мы нашли изображения старинной деревенской церкви, — продолжает рассказ Евгений Васильевич. — По ним архитекторы создали проект нового храма, который точь-в-точь повторяет старый, разве что немного больше — не на 80 прихожан, а на 100.
Колхоз взял на себя основное финансирование, но все же требовалась помощь доброхотов. Был создан приходской совет, главная задача которого состояла в том, чтобы рассказывать, объяснять, какая помощь необходима. Фундамент под храм закладывали, как говорится, всем миром. Помогало едва ли не все трудоспособное население села, приезжали из Городца и окрестных деревень.
Однако препоны при строительстве храмов есть всегда. Евгений Васильевич признается:
— Храм построить – не шутка вовсе. Трудности возникают постоянно. Стараемся их преодолевать, и получается, с Божьей помощью! Ведем монтаж сруба, стены подводим под крышу.
А места-то намоленные
Настоятель строящейся церкви отец Андрей пока служит в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Николо-Погост в нескольких минутах езды от Строчкова.
Село старинное: основано в XII веке. Раскинулось напротив Балахны на высокой горе, на левом берегу Волги. Упоминания о церкви в Николо-Погосте относятся к XVI веку. По свидетельствам историков, была она изначально деревянной.
— Свою вторую жизнь храм получил уже в XVIII веке, когда был возведен храмовый комплекс, состоящий из Спасской и Владимирской церквей и колокольни, — рассказывает отец Андрей. Деревянный шатровый храм Спасо-Преображения разобрали и стали возводить каменный ярусного типа.
По словам отца Андрея, храмовый комплекс по счастливому стечению обстоятельств минула судьба большинства церквей: в советское время он не был осквернен. Хотя служители церкви – два священника, дьякон и староста – были расстреляны. Позже одного из них русская православная церковь канонизировала.
Несмотря на счастливую, относительно других церквей, судьбу, сегодня храмовый комплекс в Николо-Погосте находится в плачевном состоянии. Люди его пощадили, а время беспощадно.
Ворота и ограда комплекса практически разрушены. Знаменитая колокольня (по воспоминаниям старожилов, голос большого колокола был такой, что «в Нижнем было слышно, когда звонили») находится в аварийном состоянии. Примерно в таком же виде находится и церковь Преображения Господня. Лучше остальных сохранилась церковь Владимирской иконы Божией Матери.
— Все силы бросили на реконструкцию именно этого храма, — говорит отец Андрей. – Провели газ, сделали дополнительную вентиляцию, подлатали и побелили стены. В храме идут службы. Расписание вывешиваем на воротах, его всегда можно найти на нашем сайте, там вообще много интересной и важной информации.
Каждому – по вере!
Чудотворный источник – внизу зеленого склона. К нему ведет крутая лестница. Спускаться не спешим: вид сверху захватывающий. Прямо под нами – широкое гладкое озеро. За заливными лугами – Балахна как на ладони. За далекими деревьями празднично светятся купола церквей. Спускаться по лестнице — особое удовольствие: крепкая, добротная, на каждом пролете лавочки для тех, кто утомился.
И все же приходит сюда народ не за эстетикой, а за исцелением. Батюшка рассказывает:
— По легенде, тяжелобольному мужчине привиделся сон. Голос свыше сказал: «Для того, чтобы победить рак, нужно отыскать источник возле храма в Николо-Погосте». Мужчина поверил голосу и источник отыскал. Исцелился, а про чудотворный источник рассказал родным и односельчанам. Вплоть до последнего времени целебная вода находилась в месте, практически недоступном: весь склон зарос крапивой и высоченными деревьями, никакой лестницы не было и в помине.
Благоустройство источника было едва ли не первым делом, за которое взялся отец Андрей.
— Осуждали многие, — признается священник. – Говорили, что есть дела и более насущные. Но я на своем настоял. Как же так? Велел Господь источник найти, значит, людям это нужно!
Бурелом и бурьян убрали, лестницу установили. На субботники приезжают волонтеры.
Встречаем возле источника женщину — пришла вместе с дочкой воды набрать.
— Мы дачники, — рассказывает Галина Павлова, — ездим в Николо-Погост каждое лето. За последние два года, как сюда назначен был отец Андрей, все изменилось до неузнаваемости. За источник этот – поклон отдельный и от нас, и от всех сельчан. Болеть стали меньше.
Неисповедимы
пути Его
— Отец Андрей, а чудеса еще происходили?
— Происходили. Не так давно пара супружеская от бесплодия исцелилась. Восемь лет с детишками не получалось ничего. Врачи руками разводили: здоровые по всем параметрам люди! Оба, надо сказать, невоцерковленные. Узнав про источник, стали ездить к нам. Воду пили, молились. Я почему-то сразу знал: поможет! Сейчас счастливая женщина ждет ребеночка, и даст Бог, все хорошо будет. А муж ее стал и один приезжать. Так в Бога уверовал.
— А почему исцеление не всем дается?
— Так ведь и это не новость вовсе. Еще в писании сказано: каждому — по вере. Чаще всего ведь как: стало плохо, пришел человек в церковь от безысходности, просит, а сам не верит. Сомневается.
Нельзя сомневаться. Нужно верить. Искренне.
— К вам сюда, наверное, теперь толпы идут?
— В селе постоянно проживают 25 человек, все люди пожилые. Остальные – дачники. И те, и другие, скажу честно, храмом и источником интересуются мало. Надеюсь, что в скором времени приезжих станет больше. Пока приезжают, да не за тем. Недавно свадьба пожаловала. Думаете, чтобы благословение получить? В церковь зайти, пред иконой чудотворной помолиться? Нет! Фотосессию устроили. И дела нет до того, что место это святое и не для фотосессий оно служит. Мы не запрещаем фотографироваться, понимаем: красиво тут. Но осадок на душе неприятный остался.
Солнце светит тем,
кто трудится
Священник признается: восстановить храм зачастую намного затратнее, чем построить новый. Средства требуются колоссальные. Огромную поддержку оказывает СПК «Колхоз имени Куйбышева», остальное – частные вложения.
— Обратите внимание на внутреннее убранство храма Владимирской иконы Божией Матери. Пол – старинный, менять его не стали. Только представьте себе, сколько людей молилось на нем! В интерьере храма сохранился четырехъярусный резной иконостас и деревянная галерея. Зато роспись – совсем свежая, хотя и выдержана в стиле XVIII века. Многие иконы – тоже. Но мы стараемся реставрировать старинные. Это очень дорого, но стоит того. Помогают спонсоры. В храме находятся несколько по-настоящему ценных чудотворных икон – Тихвинский образ Божией Матери, которая у нас долго мироточила, Смоленская икона Богородицы и Владимирская. А еще ларец с мощами девяти святых – это дар храму от моей семьи. Надеюсь, что так, по капле, по крупинке, мы восстановим эту чудесную церковь!
Но цель отца Андрея намного масштабнее. Священник уверен:
— Просто восстанавливать храм не имеет смысла. Это место просто создано для того, чтобы здесь расположился женский монастырь! Есть и здание для келий, и для гостевого домика. Это и только это спасет храмовый комплекс от разрушения, возродит его из небытия. И народ сюда потянется, я думаю, со всей страны. Главное для нас сейчас — получить разрешение епископа.
Колокольня находится на реставрации. Но какой же храм без колокольного звона? Так возле церкви появилась звонница. Звонарь, восьмидесятисемилетний Петр Петрович, провожает нас мелодичным благовестом и читает любимые стихи иеромонаха Серафима Вырицкого:
И звон колоколов
всю нашу Русь святую
От сна греховного
к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь
обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Лидия Кострова.
Городецкий район.