28.07.2016

Далеко-далеко на лугу пасутся «ге»

Хозяйство в селе Успенском Семеновского округа могло исчезнуть. Предприятие осталось на плаву во многом благодаря женщинам. Хранительницы домашнего очага сохраняют и производство. Конечно, с опорой на крепкое мужское плечо.

Если женщина просит

Успенское расположено в полсотне километров от Семенова. Местное сельхоз­предприятие занималось когда-то молочным животноводством, потом перешло на мясное. Обустроило двор в рамках областной программы. Однако не смогло выполнить ряд условий — в частности, обеспечить рост поголовья. Государство потребовало вернуть бюджетные средства.

Руководитель хозяйства покинул пост. Более 200 герефордов могли пойти под нож, отдаленное село осталось бы без производства.

Начальник сельхозуправления Семеновского округа Наталья Хренова взялась за поиски инвестора для дрогнувшего предприятия. Согласился подставить плечо генеральный директор ООО «Керженецкие просторы» Александр Мельников. Было это год назад.

Надо сказать, к тому времени «Керженецкие просторы» уже являлись головным предприятием для нескольких хозяйств. В состав агрофирмы входили ООО «Беласовское», ООО «Светлое», СПК «Радуга», ООО «Семенов­Агролес». Система была выстроена и неплохо работала.

«Успенское» же требовало затрат. До сих пор в него приходится вкладывать ежемесячно под миллион рублей. Они идут на обеспечение текущей деятельности и выплату долгов.

— Зачем взвалили такую ношу? — спрашиваем руководителя.

— Начальник сельхозуправления, Наталья Анатольевна, очень просила, не смог отказать женщине!

Это к разговору о роли женщин в спасении «Успенского».

Удачное переселение

Продолжаем тему. Вы видели когда-нибудь женщину-пастуха? Большая редкость. А женщину-пастуха по фамилии Вертинская? Уникальный случай. В ООО «Успенское» работает пастухом именно Вертинская.

— Откуда в далеком селе столь известная фамилия? — спрашиваем ее владелицу Елену.

— Привезла из Нижнего Новгорода! — улыбается она.

Елена Вертинская — воспитанница детского дома. По выходе из него выучилась на маляра-штукатура, но всегда мечтала жить в деревне. Поэтому и отправилась в 1997 году в Успенское. Выбрала профессию пастуха, поскольку любит бывать на природе.

Когда в хозяйстве появились герефорды, бывать на природе стала дольше. Ведь пастбищный период у них чуть не до декабря. Уже первый снег лежит, а они в лугах. Вот и Елена Вертинская с напарником Александром Шадриным до зимы на свежем воздухе.

Ну а зимой работает на ферме скотником. Опять же мужская профессия, но нравится.

В «Успенском» трудится на тракторе муж Елены. У него фамилия тоже не местная — Барановский. Петр приехал сюда из Княгининского района.

— Идет великое переселение народов, — философствует пастух Александр Шадрин. — Люди едут из деревни в город, из города в деревню, переезжают из села в село. Все ищут лучшую долю…

Елена Вертинская и Петр Барановский нашли друг друга.

Мы застали Петра на машинном дворе, он приехал на обед. Трактор с косилкой еще не остыл от работы, как и хозяин.

— Наверное, окрошку жена приготовила?! — интересуемся.

— Хотелось бы! — мечтательно отвечает Петр. — Сейчас приду домой, погляжу…

Мы назвали всего три фамилии, а перечислили половину работников хозяйства. Есть еще два механизатора, Федор Сироткин и Алексей Шаров, скотница Мария Заводчикова да директор Татьяна Гришанова. Штаты, как видим, не раздуты. И заметьте, руководитель — женщина.

Статус будет полезен

Работников немного, поэтому каждый должен быть универсалом. Елена Вертинская, к примеру, по вечерам еще на дробилке работает. Не травой единой живут герефорды, есть в рационе зерновая составляющая.

— А еще Елена умеет метко подбирать имена животным, — говорит руководитель Татьяна Гришанова. — Видите корову тигрового окраса? Назвала ее Тигрицей…

— Характер у Тигрицы тоже тигриный? — поглядываем мы на корову.

— Не мягкий характер, — подтверждает Татьяна Павловна. — Меня как-то раз «козырнула», так я летела несколько метров. А всего-то дотронулась до ее теленка. Не только Тигрица, все они ревностно к этому относятся, малышей оберегают…

Телята на пастбище находятся вместе с мамашами. Их питание — материнское молоко. Бычкам оно полагается до 7-8 месяцев, телкам — до 8-10.

Как говорит Татьяна Гришанова, бюджетная поддержка составляет примерно 50 тысяч рублей в квартал на 287 мясных животных. Напомним, головное предприятие вкладывает в хозяйство ежемесячно миллион рублей. Хотелось бы крестьянам получать более ощутимую помощь от государства, но понимают, что по нынешним временам это невозможно.

Хорошо, что налажен сбыт.

— Когда мы брали хозяйство в Успенском, — рассказывает генеральный директор ООО «Керженецкие просторы» Александр Мельников, — то один из резонов был в том, что у нас имелись каналы реализации скота на мясо. Не первый год ведем откорм КРС, сдаем его живым весом частным покупателям. Эти же каналы используем для сбыта герефордского скота…

Как говорит руководитель, цену за герефордов дают выше, чем за обычных животных. Сейчас она доходит до 160 рублей за килограмм живого веса. Это примерно на 40-50 рублей дороже. Но доплачивают не за ценность мраморного мяса, а за больший выход продукции. У черно-пестрого скота выход мяса составляет 44 процента, у герефордов — 65.

Выгоду от разведения мясного скота в «Успенском» оценить пока сложно. Сначала надо расплатиться с долгами прежних хозяев. Но даже если производство мяса не будет приносить прибыль, есть другой источник. Хозяйство намерено получить статус племенного. Продажа животных на племя — дело доходное.

К тому,
с чего начали

Чтобы получить статус племхоза, потребуется, как минимум, три года. Вполне возможно, что телята, которые сейчас гуляют с мамашами в лугах, будут продолжать род в других уголках нашей области и за ее пределами.

Кстати, следить за телятами помогают четвероногие друзья человека. Пес Алан и его подружка Шакира время от времени обходят стадо дозором. Их задача — будить задремавших в траве малышей, чтобы не отстали от взрослых. Ну и охранять животных. У собак нет специального пастушьего образования, но они в совершенстве овладели профессией.

Алан в своей службе использует лай, Шакира просто рычит. Однако, как признается пастух Александр Шадрин, этот рык будет пострашнее лая. Выходит, и здесь слабый пол на ведущих ролях.

Александр СИНИЦЫН.

Семеновский округ.