Posted in Семья
03.03.2016

Треушников постарался

Эх, и не простое это было решение: разворачивать жизнь вспять и поднимать с колен колхоз имени Куйбышева. Хоть от прежнего места работы — Михаил Треушников был главным бухгалтером в «Красном маяке» — до нового рукой подать, а будто пропасть пролегла. «Красный маяк» — одно из передовых хозяйств области, колхоз имени Куйбышева в самом хвосте. Но отказаться нельзя. Шел 1957 год. Партия сказала надо, возражения не принимаются.

Под честное слово

В председатели Михаила Ивановича избирали на общем собрании колхозников. Обсуждение кандидатуры на должность руководителя проходило непросто. Не все соглашались на перемены. Были и те, кто предлагал оставить прежнего председателя. Чашу весов в пользу Треушникова перевесила предложенная им программа выхода из кризиса. Первым пунктом значилась дисциплина.

Жительница Строчкова, центральной усадьбы колхоза имени Куйбышева, Татьяна Федоровна Родионова так вспоминает то время: «Впервые в селе оказалась ребенком — отец взял с собой на работу. Добирались на лошади, запряженной в телегу, по грязной грунтовой дороге, то и дело проваливаясь в ухабы. Одолев поле, отец остановил лошадь возле мельницы, сказал: «Ну, вот мы и в Строчкове».

Подъехали к большому, темному, деревянному зданию. Так в ту пору выглядел клуб, в нем — колхозная контора. Напротив магазина такая же темная сельская школа. Пусто было на улице, уныло и безлюдно.

Колхоз имени Куйбышева в те годы — один из беднейших в районе. Годами не удобренные поля давали низкий урожай. Это отражалось и на животноводстве, нередко на дворах наблюдался падеж скота».

Таким увидел вверенное ему хозяйство Михаил Иванович. Обходил объекты и все больше мрачнел. Из активов имелись полторы сотни истощенных буренок, конный двор, готовый сложиться, как карточный домик, облезлые гуси и куры… В колхозной кассе ни рубля.

Взяли в Госбанке ссуду под залог честного слова Треушникова. Средства вложили в производство льна. Культура в то время прибыльная была. Да вот беда: на истощенных землях приличного урожая не получить.

Стали вывозить органику на поля. Очистили территорию вокруг ферм, навоз там копился десятилетиями. Мало. Пошел Треушников на поклон к колхозникам, чтобы разрешили забрать органику от дворов. Получил добро. Снова недостаточно. На выручку пришли школьники. Ребятишки обошли все чердаки в Городце, собирали голубиный помет. Взрослые в это время добывали лопатами торф. Так и удобрили землю.

Весной засеяли льном 220 гектаров. И были с урожаем.

Однако до наступления той весны нужно было зиму пережить, дотянуть буренок до первой травки. Заемные деньги закончились, корма покупать не на что. И снова на поклон к колхозникам, мол, помогите, кто чем может. И откликнулись люди. Кто-то денежку принес, кто-то кормами поделился. А Треушников обивал пороги предприятий: с мельзавода привезли отходы, с пивзавода — дробину, с льнозаводов — лузгу. Дотянули.

Первый председательский год стал для Михаила Ивановича непростым испытанием, но экзамен сдал. И главное, не то, что дела в хозяйстве в гору пошли. Люди в него поверили.

Татьяна Федоровна Родионова вспоминает: «Мама тогда говорила: «Господи, какого умного и шустрого мужика-то нам Бог послал в колхоз, все успевает. Сам маленький, а голова соображает, хоть бы подольше у нас задержался».

Килограммы в час

И он задержался. Построили льнозавод. Колхозная касса стала наполняться. Вырученные деньги вложили в производство: заложили свою кормовую базу, разработали зерновое поле.

Вплотную занялись решением вопросов механизации. Тогда как раз МТС реорганизовывали. В колхозе имени Куйбышева не только технику выкупали, но и свою бригаду механизаторов создали, ремонтную мастерскую построили. В ту пору таким производственным объектом мало какое хозяйство похвастать могло.

Ставку делали на мясо. И Треушников особенно гордился тем, что колхоз имени Куйбышева занимает второе место в стране по производству мяса. Счет шел на часы в прямом смысле слова. Данные представляли такие: сколько килограммов получено за 60 минут.

Но и о молочном животноводстве не забывали. Построили дворы, заселили буренками, продуктивными, породистыми. И дело пошло.

— Тогда по три с половиной тысячи килограммов молока на корову доили, — вспоминает Владимир Дмитриев, главный зоотехник хозяйства. — Хороший результат.

Это сейчас Владимир Викторович главный зоотехник, а при Треушникове работал заведующим фермой № 2. До сих пор в памяти картинки разнарядок, проводимых Михаилом Ивановичем. Если отличился специалист, так председатель промолчит, мол, что ж тут особенного. Если напортачит — гром и молнии.

— Уважали, конечно, Михаила Ивановича, но и побаивались, — рассказывает главный зоотехник. — Мог по выходным на ферму с инспекцией нагрянуть или с самого раннего утра, до первой дойки. Хорошо, если перехватить успеешь да рядом пойдешь, где-то внимание отвлечешь, где-то объяснишь…

Владимир Викторович в хозяйстве работает с 1986 года, а членом колхоза стал на пять лет раньше. Мальчишкой отцу помогал. Он механизатором был, а потом конюхом. При Треушникове в Строчкове свою конеферму держали. Разводили спортивных лошадей, они в бегах участвовали и нередко с призами возвращались.

— А дед мой в первые годы председательства Михаила Ивановича был у него водителем, — рассказывает Владимир Дмитриев. — На лошади возил. И дед отмечал: председатель — человек строгий, но справедливый.

— Треушников не очень доверял специалистам, старался все проконтролировать, — делится своими воспоминаниями Людмила Тимошина, главный агроном. — Как-то распорядился вывозить от ферм органику. И показал точное место, куда удобрения вносить. А рядом деревня. Думаю, запах неприятный, людям некомфортно будет. Сгрузили органику чуть подальше. Когда Михаил Иванович обнаружил, что распоряжение выполнено не в точности, эх, и досталось мне.

Людмила Павловна переехала в Строчково в 1980 году из Спасского района. Там работала главным агрономом, а в колхоз имени Куйбышева взяли только помощником бригадира полеводов. Михаил Иванович к новенькой присматривался, испытывал на прочность. Да и образование она высшее получала. Хоть и заочно, а все равно сессии два раза в год, а это ущерб работе.

— Не любил он этого, — рассказывает Людмила Павловна. — Идешь отпрашиваться в институт — коленки трясутся.

Но каждый специалист, поработавший с Треушниковым, хорошую школу прошел. Такому ни один вуз не научит, только грамотный руководитель. Бесценный опыт достался в наследство.

Портрет на стене

В квартире Нины Заварновой на самом почетном месте висит ее портрет кисти московского художника. Живописца пригласил Михаил Треушников, чтобы отобразил самых выдающихся работников.

Нина Александровна стала в колхозе имени Куйбышева первой дояркой-пятитысячницей. К тому времени отработала 21 год.

— Внимательным человеком был Михаил Иванович, — вспоминает Нина Александровна. — Когда в Строчкове строительство началось, подошел ко мне, предложил трехкомнатную квартиру. Хоть и был дом, да без удобств.

О своих работниках Михаил Иванович всегда заботился. Потому и стройку века затеял. Когда задумывал возводить в Строчкове агрогородок, рассчитывал попасть в государственную программу. Но колхоз имени Куйбышева в число участников не попал.

Треушников от идеи не отступил. Все деньги, которые не вкладывали в производство, шли на строительство жилья, социальных учреждений.

— Премий не давали, — рассказывает Нина Александровна. — Каждую копейку экономили и в дело вкладывали.

Квартира на новой улице досталась и Нине Федоровне Заварновой. Но это потом. А сначала хотела из колхоза уйти. Пришла к Треушникову за справкой, чтобы паспорт получить. А тот говорит: хорошая ты, Нина, девушка. Давай-ка на птичнике поработаешь. А справку не дам.

Сыграли комсомольскую свадьбу. Она — на птичник, муж — в клуб, заведовать. В здании старой конторы жилье выделили. Зажили.

— Михаила Ивановича только с теплом вспоминаю, — говорит Нина Федоровна. — Когда девчонкой стояла в поле, флажками показывала самолету участки для обработки, он всегда заезжал за мной. Михаил Иванович знал всех коров по кличкам, какие привесы у каждого теленка, когда срок прививок подходит…

Все это Нина Федоровна узнала, когда на ферму перешла работать. Стала одной из лучших доярок. Тогда не умели плохо работать. Председатель личным примером вдохновлял.

Наверняка гордится

Треушников оставил хозяйство в 74 года. Эстафету подхватил Евгений Кочетов. Они познакомились в 1975 году. Тогда Кочетов, главный агроном совхоза «Заречный», приехал в колхоз имени Куйбышева бройлеров купить. Встретились с председателем случайно. Михаил Иванович, в ту пору уже Герой Социалистического Труда, был для молодого специалиста иконой. На него равнялись, учились, хотели походить. Евгений Васильевич даже предположить не мог, что когда-нибудь именно он придет на смену Треуш­никову.

— Выбирали на общем собрании колхозников, — рассказывает он. — Михаил Иванович объявил: «Все, ухожу». Начались выборы нового председателя. Назвали мою кандидатуру. Кто за? Пауза. Первым руку поднял Треушников. И зал проголосовал единогласно.

Передавать дела Михаил Иванович не стал. Сказал только: «Вот тебе стол, садись работай».

— Он всегда был в курсе наших дел, но никогда не вмешивался, — говорит Евгений Васильевич. — Даже если совета просил, не давал. Считал, что сам до всего дойду и разберусь. Тогда и толк будет.

Время показало: не зря Михаил Иванович советов не давал. Преемник и правда во все разобрался. Но выпало ему непростое испытание: планку не уронить, выдержать давление, людей не подвести.

— 31 декабря у Михаила Ивановича день рождения, — рассказывает Евгений Кочетов. — Каждый год хожу к нему на кладбище, рассказываю о наших делах. Уверен, он все слышит. Надеюсь, гордится нашими успехами.

«В центре Строчкова расположены три магазина, средняя школа, Дом культуры, администрация сельхозпредприятия, чуть поодаль хоккейная площадка. За красивым узорным забором — сиреневый парк и памятник сельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

От площади разбегаются улицы: Молодежная, Юбилейная, Строчковская… В березовой роще спрятался детский сад. Рядом медицинская амбулатория. Все компактно, ничего лишнего» — так описывает Строчково образца 2016 года Татьяна Родионова. За полвека село заметно преобразилось. Треушников постарался, а последователи продолжили дело.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Городецкий район.