О семейном фермерском хозяйстве
Прошло 25 лет со времени принятия первого в России закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако статус КФХ до настоящего времени четко не определен. Среди них имеются юридические лица и хозяйства без образования юридического лица; хозяйства семейные, многосемейные и без ограничения числа лиц, не состоящих в родстве; индивидуальные предприниматели. Это создает трудности при принятии нормативных актов для развития КФХ. Поэтому назрела необходимость в разработке нового федерального закона. Минсельхоз РФ поручил выполнить эту работу Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. В результате подготовлен проект закона «О семейном фермерском хозяйстве».
Откуда название
В 1990 году первоначальный проект закона назывался «О фермерском хозяйстве». Некоторые депутаты слово «фермер» считали иностранным и чуждым российской действительности, они предложили назвать закон «О крестьянском хозяйстве».
Официально слово «крестьянин» стало применяться в российском государстве с ХV века и означало не что иное, как «христианин», то есть человек, исповедующий Христову веру. Этимология слова содержит мысль о том, что сельское хозяйство — это не просто сфера приложения труда, а образ жизни и мышления, единство производственной, бытовой и культурной сфер жизнедеятельности.
Чтобы избежать конфронтации, при принятии закона было решено включить в его название оба термина. Так сформировалось и закрепилось в российской правовой системе название новой формы ведения сельскохозяйственного производства.
Между тем в зарубежной и отечественной науке крестьянское и фермерское хозяйства имеют различное экономическое и социальное содержание. Совпадают в одном — основаны на семейной самоорганизации. То есть сельскохозяйственное производство ведется в основном на семейной основе.
Крестьянские хозяйства характеризуются как мелкие производители с высоким уровнем потребления продуктов собственного изготовления при минимальном обращении к рынку (только в случае избыточного производства продукции), относительно низким уровнем товарности, рутинными способами производства, использованием простого инвентаря и отсутствием учета в современном смысле. Главная цель — производство для семьи.
Фермерские хозяйства в отличие от крестьянских организуют производство в более крупных размерах, используют капиталоемкое оборудование и тем самым преобразуют природу традиционного сельскохозяйственного труда. Главная цель — производство для рынка.
Поэтому не надо объединять эти термины в аграрном законодательстве. Из таких соображений был предложен вариант названия проекта нового федерального закона «О семейном фермерском хозяйстве».
Каков ценз
В проекте под семейным фермерским хозяйством понимается «добровольное объединение граждан, представляющих одну семью, имеющее в общей совместной собственности и / или на ином праве имущество и совместно осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Личное участие членов семейного фермерского хозяйства в его деятельности обязательно».
Принципиальным является то, что членами семейного фермерского хозяйства могут быть члены одной семьи и не допускаются участие и членство лиц, не связанных родством с главой фермерского хозяйства.
Другая часть понятия семейного фермерского хозяйства включает его ценз: «Семейным фермерским хозяйством признается хозяйство, стоимость реализованной, в том числе переработанной сельскохозяйственной продукции которого за календарный год составляет не менее 350 тыс. рублей в расчете на одного члена фермерского хозяйства в первые 5 лет работы со дня его государственной регистрации и не менее 1 млн рублей в последующие годы работы».
В основе таких требований находится, во-первых, установленный прожиточный минимум для трудоспособного населения как социальный индикатор. Во-вторых, доля затрат на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) в стоимости валовой продукции. В расчетах заложено, что доля составляет 30 процентов.
Предполагаемые минимальные требования по размеру денежной выручки обеспечивают в первые 5 лет работы предпринимательский доход одного члена хозяйства около 8,5 тыс. рублей в месяц, в последующие годы — около 25 тыс. рублей.
Новизна подхода состоит в том, что при установлении размера ценза необходимо учитывать социальные ориентиры. Величина денежной выручки должна не только возмещать денежно‑материальные затраты на средства производства, но и быть достаточной для поддержания достойного жизненного уровня фермерской семьи. Суть предлагаемой методики состоит в том, что в качестве расчетной базы служит обоснованный жизненный уровень фермерской семьи, который условно приравнивается к затратам на ее содержание (по аналогии статьи затрат на оплату труда на предприятиях).
В связи с тем что для достижения предлагаемого уровня товарного производства требуется определенный период, следует предусматривать промежуточные, переходные, «полуфермерские» формы. К ним можно отнести фермерские хозяйства с испытательным сроком. Формирования такого рода вначале должны получить временный статус на пятилетний период. Действующим законодательством в течение этого срока установлено льготное налогообложение. По истечении срока они должны преобразоваться в полноценные фермерские хозяйства при условии достижения установленных экономических параметров. В противном случае преобразоваться в крестьянское или личное подсобное хозяйство.
Не хуже других
В связи с вышесказанным представляет интерес зарубежный опыт. На едином экономическом пространстве стран Европейского союза осуществляется социальная политика, целью которой является регулирование доходов фермерских семей и предотвращение большого их разрыва с доходами городского населения.
Уже в первое послевоенное пятилетие в законодательстве ряда стран была зафиксирована обязанность государства поставить сельское хозяйство в равные условия с другими отраслями. Аналогичные идеи были заложены в статье 39 Римского договора 1957 года о создании ЕЭС. В качестве одной из целей сельскохозяйственной политики сообщества указано обеспечение справедливого уровня жизни сельского населения.
В ЕС «достойным» жизненным стандартом для фермеров считается доход промышленных рабочих сопоставимой квалификации. При этом сам стандарт — величина переменная и определяется конкретным государством с учетом реальных затрат на жизнеобеспечение.
Методика расчета фермерского ценза для современной России также должна базироваться на экономических и социальных принципах. В качестве основного критерия для признания хозяйства фермерским мы предлагаем показатель — объем товарной продукции в денежном измерении (денежная выручка от реализации продукции). Такой подход вполне оправдан. Он апробирован во многих странах, в том числе в США, Канаде, государствах ЕС.
Долой ограничения
В российском законодательстве считается важным признание того или иного землепользователя (субъекта предпринимательской деятельности) сельскохозяйственным товаропроизводителем. Однако признание делается не по объему товарной сельскохозяйственной продукции в денежном выражении, а по ее удельному весу в общем объеме производимой продукции (услуг). Причем и этот критерий трактуется по-разному в различных актах. В законе «О сельскохозяйственной кооперации» он установлен в размере не менее 50 процентов, а в Налоговом кодексе РФ и законе «О развитии сельского хозяйства» — не менее 70. Получается, что в категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей можно включать фермерские хозяйства, производящие продукцию (услуги), например, на 100 рублей, в том числе сельскохозяйственную — на 50 или 70 рублей. Это абсурд, а не экономика.
Вполне очевидно, что критерий отнесения землепользователей к сельскохозяйственным товаропроизводителям несовершенен, он не стимулирует производство товарной сельскохозяйственной продукции и в принципе противоречив. Его следует заменить критерием объема товарной продукции.
Сельскохозяйственное производство убыточно или низкорентабельно. Причем даже ту незначительную прибыль, которую могут получить товаропроизводители, обесценивает инфляция. Поэтому следует поощрять несельскохозяйственные прибыльные виды деятельности (агротуризм, подсобные промыслы, торговлю) и не ограничивать их удельным весом в товарной продукции. Дополнительная прибыль может направляться на развитие сельскохозяйственного производства и повышение качества жизни фермеров.
Как быть с лицом
Субъекты права традиционно представлены гражданами и юридическими лицами. Фермерское хозяйство, как сравнительно новое явление в российской экономике, долгое время не могло получить однозначного статуса. Согласно самому первому закону от 22 ноября 1990 года КФХ являлось юридическим лицом. С принятием части первой Гражданского кодекса РФ (вступил в силу с 1 января 1995 года) оно стало осуществлять деятельность без образования юридического лица, а глава хозяйства признан предпринимателем (п. 5 ст. 23 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» такие хозяйства должны регистрироваться без образования юридического лица. Согласно Гражданскому кодексу РФ фермерские хозяйства без образования юридического лица и вновь создающиеся вправе регистрироваться в качестве юридических лиц (ст. 86.1 ГК). Теперь такие фермерские хозяйства признаются корпорациями.
В целях обеспечения преемственности правового положения фермерских хозяйств и в соответствии с Гражданским кодексом РФ в проекте нового закона «О семейном фермерском хозяйстве» установлено, что семейное фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Партнерские и полисемейные (многосемейные) фермерские хозяйства могут регистрироваться в качестве юридических лиц.
Форма и содержание
В законопроекте установлено, что землеустройство в семейных фермерских хозяйствах может осуществляться в формах хуторов и отрубов.
При хуторской форме предоставляется компактный единый земельный массив, который включает пашню, естественные пастбища, сенокосы, водный источник, а также расположенные на участках жилые и производственные сооружения. Хутор наделяется юридическими правами населенного пункта.
При отрубной форме предоставляется компактный земельный массив, включающий пашню. Естественные сенокосы и пастбища могут предоставляться отдельными земельными массивами. Жилые здания находятся в населенном пункте. Производственные сооружения размещаются с учетом требований законодательства.
А помогут?
В проекте оговорено, что семейные фермерские хозяйства могут получать государственную поддержку как сельхозтоваропроизводители, а также по программам социального развития села. Они вправе получать государственную помощь и как субъекты малого предпринимательства. Поддержка осуществляется по следующим направлениям: прямые бюджетные выплаты, поддержка инвестиционных проектов, устойчивое развитие сельских территорий, финансирование ветеринарных мероприятий, семеноводческой и племенной работы, других услуг.
Важным новшеством законопроекта является требование к главе семейного фермерского хозяйства. Он должен иметь опыт работы в сельском хозяйстве не менее 2 лет или специальное сельскохозяйственное образование. Это требование исходит из положения, что только опытный и образованный в сфере менеджмента, технологии, финансов человек сможет вести эффективное, высокопродуктивное и прибыльное производство.
Так надо
Предлагаемые меры не являются дискриминационными, а вполне соответствуют рыночным условиям хозяйствования. Ужесточение требований к качественным и количественным параметрам фермерских хозяйств необходимо. Это будет стимулировать рост их товарности и более эффективное использование сельскохозяйственных земель.
Иван АЛТУХОВ,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики и организации предприятий АПК НГСХА;
Денис РАССАДИН,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента НГСХА.
Обсудим!
Редакция газеты приглашает всех принять участие в обсуждении основных положений законопроекта. Замечания и предложения просим направлять в редакцию «Земли нижегородской» письменно или по электронной почте zemlyann@mail.ru. Они будут направлены в Министерство сельского хозяйства РФ, а также опубликованы в нашей газете и на сайте «ЗН».