01.02.2016

О семейном фермерском хозяйстве

Прошло 25 лет со времени принятия первого в России закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако статус КФХ до настоящего времени четко не определен. Среди них имеются юридические лица и хозяйства без образования юридического лица; хозяйства семейные, многосемейные и без ограничения числа лиц, не состоящих в родстве; индивидуальные предприниматели. Это создает трудности при принятии нормативных актов для развития КФХ. Поэтому назрела необходимость в разработке нового федерального закона. Минсельхоз РФ поручил выполнить эту работу Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. В результате подготовлен проект закона «О семейном фермерском хозяйстве».

Откуда название

В 1990 году первоначальный проект закона назывался «О фермерском хозяйстве». Некоторые депутаты слово «фермер» считали иностранным и чуждым российской действительности, они предложили назвать закон «О крестьянском хозяйстве».

Официально слово «крестьянин» стало применяться в российском государстве с ХV века и означало не что иное, как «христианин», то есть человек, исповедующий Христову веру. Этимология слова содержит мысль о том, что сельское хозяйство — это не просто сфера приложения труда, а образ жизни и мышления, единство производственной, бытовой и культурной сфер жизнедеятельности.

Чтобы избежать конфронтации, при принятии закона было решено включить в его название оба термина. Так сформировалось и закрепилось в российской правовой системе название новой формы ведения сельскохозяйственного производства.

Между тем в зарубежной и отечественной науке крестьянское и фермерское хозяйства имеют различное экономическое и социальное содержание. Совпадают в одном — основаны на семейной самоорганизации. То есть сельскохозяйственное производство ведется в основном на семейной основе.

Крестьянские хозяйства характеризуются как мелкие производители с высоким уровнем потребления продуктов собственного изготовления при минимальном обращении к рынку (только в случае избыточного производства продукции), относительно низким уровнем товарности, рутинными способами производства, использованием простого инвентаря и отсутствием учета в современном смысле. Главная цель — производство для семьи.

Фермерские хозяйства в отличие от крестьянских организуют производство в более крупных размерах, используют капиталоемкое оборудование и тем самым преобразуют природу традиционного сельскохозяйственного труда. Главная цель — производство для рынка.

Поэтому не надо объединять эти термины в аграрном законодательстве. Из таких соображений был предложен вариант названия проекта нового федерального закона «О семейном фермерском хозяйстве».

Каков ценз

В проекте под семейным фермерским хозяйством понимается «добровольное объединение граждан, представляющих одну семью, имеющее в общей совместной собственности и / или на ином праве имущество и совместно осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Личное участие членов семейного фермерского хозяйства в его деятельности обязательно».

Принципиальным является то, что членами семейного фермерского хозяйства могут быть члены одной семьи и не допускаются участие и членство лиц, не связанных родством с главой фермерского хозяйства.

Другая часть понятия семейного фермерского хозяйства включает его ценз: «Семейным фермерским хозяйством признается хозяйство, стоимость реализованной, в том числе переработанной сельскохозяйственной продукции которого за календарный год составляет не менее 350 тыс. рублей в расчете на одного члена фермерского хозяйства в первые 5 лет работы со дня его государственной регистрации и не менее 1 млн рублей в последующие годы работы».

В основе таких требований находится, во-первых, установленный прожиточный минимум для трудоспособного населения как социальный индикатор. Во-вторых, доля затрат на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) в стоимости валовой продукции. В расчетах заложено, что доля составляет 30 процентов.

Предполагаемые минимальные требования по размеру денежной выручки обеспечивают в первые 5 лет работы предпринимательский доход одного члена хозяйства около 8,5 тыс. рублей в месяц, в последующие годы — около 25 тыс. рублей.

Новизна подхода состоит в том, что при установлении размера ценза необходимо учитывать социальные ориентиры. Величина денежной выручки должна не только возмещать денежно‑материальные затраты на средства производства, но и быть достаточной для поддержания достойного жизненного уровня фермерской семьи. Суть предлагаемой методики состоит в том, что в качестве расчетной базы служит обоснованный жизненный уровень фермерской семьи, который условно приравнивается к затратам на ее содержание (по аналогии статьи затрат на оплату труда на предприятиях).

В связи с тем что для достижения предлагаемого уровня товарного производства требуется определенный период, следует предусматривать промежуточные, переходные, «полуфермерские» формы. К ним можно отнести фермерские хозяйства с испытательным сроком. Формирования такого рода вначале должны получить временный статус на пятилетний период. Действующим законодательством в течение этого срока установлено льготное налогообложение. По истечении срока они должны преобразоваться в полноценные фермерские хозяйства при условии достижения установленных экономических параметров. В противном случае преобразоваться в крестьянское или личное подсобное хозяйство.

Не хуже других

В связи с вышесказанным представляет интерес зарубежный опыт. На едином экономическом пространстве стран Европейского союза осуществляется социальная политика, целью которой является регулирование доходов фермерских семей и предотвращение большого их разрыва с доходами городского населения.

Уже в первое послевоенное пятилетие в законодательстве ряда стран была зафиксирована обязанность государства поставить сельское хозяйство в равные условия с другими отраслями. Аналогичные идеи были заложены в статье 39 Римского договора 1957 года о создании ЕЭС. В качестве одной из целей сельскохозяйственной политики сообщества указано обеспечение справедливого уровня жизни сельского населения.

В ЕС «достойным» жизненным стандартом для фермеров считается доход промышленных рабочих сопоставимой квалификации. При этом сам стандарт — величина переменная и определяется конкретным государством с учетом реальных затрат на жизнеобеспечение.

Методика расчета фермерского ценза для современной России также должна базироваться на экономических и социальных принципах. В качестве основного критерия для признания хозяйства фермерским мы предлагаем показатель — объем товарной продукции в денежном измерении (денежная выручка от реализации продукции). Такой подход вполне оправдан. Он апробирован во многих странах, в том числе в США, Канаде, государствах ЕС.

Долой ограничения

В российском законодательстве считается важным признание того или иного землепользователя (субъекта предпринимательской деятельности) сельскохозяйственным товаропроизводителем. Однако признание делается не по объему товарной сельскохозяйственной продукции в денежном выражении, а по ее удельному весу в общем объеме производимой продукции (услуг). Причем и этот критерий трактуется по-разному в различных актах. В законе «О сельскохозяйственной кооперации» он установлен в размере не менее 50 процентов, а в Налоговом кодексе РФ и законе «О развитии сельского хозяйства» — не менее 70. Получается, что в категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей можно включать фермерские хозяйства, производящие продукцию (услуги), например, на 100 рублей, в том числе сельскохозяйственную — на 50 или 70 рублей. Это абсурд, а не экономика.

Вполне очевидно, что критерий отнесения землепользователей к сельскохозяйственным товаропроизводителям несовершенен, он не стимулирует производство товарной сельскохозяйственной продукции и в принципе противоречив. Его следует заменить критерием объема товарной продукции.

Сельскохозяйственное произ­водство убыточно или низкорентабельно. Причем даже ту незначительную прибыль, которую могут получить товаропроизводители, обесценивает инфляция. Поэтому следует поощрять несельскохозяйственные прибыльные виды деятельности (агротуризм, подсобные промыслы, торговлю) и не ограничивать их удельным весом в товарной продукции. Дополнительная прибыль может направляться на развитие сельскохозяйственного производства и повышение качества жизни фермеров.

Как быть с лицом

Субъекты права традиционно представлены гражданами и юридическими лицами. Фермерское хозяйство, как сравнительно новое явление в российской экономике, долгое время не могло получить однозначного статуса. Согласно самому первому закону от 22 ноября 1990 года КФХ являлось юридическим лицом. С принятием части первой Гражданского кодекса РФ (вступил в силу с 1 января 1995 года) оно стало осуществлять деятельность без образования юридического лица, а глава хозяйства признан предпринимателем (п. 5 ст. 23 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» такие хозяйства должны регистрироваться без образования юридического лица. Согласно Гражданскому кодексу РФ фермерские хозяйства без образования юридического лица и вновь создающиеся вправе регистрироваться в качестве юридических лиц (ст. 86.1 ГК). Теперь такие фермерские хозяйства признаются корпорациями.

В целях обеспечения преемственности правового положения фермерских хозяйств и в соответствии с Гражданским кодексом РФ в проекте нового закона «О семейном фермерском хозяйстве» установлено, что семейное фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Партнерские и полисемейные (многосемейные) фермерские хозяйства могут регистрироваться в качестве юридических лиц.

Форма и содержание

В законопроекте установлено, что землеустройство в семейных фермерских хозяйствах может осуществляться в формах хуторов и отрубов.

При хуторской форме предоставляется компактный единый земельный массив, который включает пашню, естественные пастбища, сенокосы, водный источник, а также расположенные на участках жилые и производственные сооружения. Хутор наделяется юридическими правами населенного пункта.

При отрубной форме предоставляется компактный земельный массив, включающий пашню. Естественные сенокосы и пастбища могут предоставляться отдельными земельными массивами. Жилые здания находятся в населенном пункте. Производственные сооружения размещаются с учетом требований законодательства.

А помогут?

В проекте оговорено, что семейные фермерские хозяйства могут получать государственную поддержку как сельхозтоваропроизводители, а также по программам социального развития села. Они вправе получать государственную помощь и как субъекты малого предпринимательства. Поддержка осуществляется по следующим направлениям: прямые бюджетные выплаты, поддержка инвестиционных проектов, устойчивое развитие сельских территорий, финансирование ветеринарных мероприятий, семеноводческой и племенной работы, других услуг.

Важным новшеством законопроекта является требование к главе семейного фермерского хозяйства. Он должен иметь опыт работы в сельском хозяйстве не менее 2 лет или специальное сельскохозяйственное образование. Это требование исходит из положения, что только опытный и образованный в сфере менеджмента, технологии, финансов человек сможет вести эффективное, высокопродуктивное и прибыльное производство.

Так надо

Предлагаемые меры не являются дискриминационными, а вполне соответствуют рыночным условиям хозяйствования. Ужесточение требований к качественным и количественным параметрам фермерских хозяйств необходимо. Это будет стимулировать рост их товарности и более эффективное использование сельскохозяйственных земель.

Иван АЛТУХОВ,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики и организации предприятий АПК НГСХА;

Денис РАССАДИН,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента НГСХА.

Обсудим!

Редакция газеты приглашает всех принять участие в обсуждении основных положений законопроекта. Замечания и предложения просим направлять в редакцию «Земли нижегородской» письменно или по электронной почте zemlyann@mail.ru. Они будут направлены в Министерство сельского хозяйства РФ, а также опубликованы в нашей газете и на сайте «ЗН».