Погибли в тыловом небе

Над Горьковской (Нижегородской) областью проходили трассы  перегонов американских машин, получаемых по ленд-лизу. Путь их пролегал с далекой Аляски, через Чукотку, пересекал всю Сибирь, Урал и тянулся к фронту в небе над нашей областью.  Десятки машин разбились на этой трассе. Погибли сотни летчиков. Гибли наши летчики и защищая небо над тыловым Горьким, которое таранным ударом пытались пробить стервятники люфтваффе. На многих сельских погостах можно найти заброшенные могилы пилотов, погибших в тыловом небе. «Погиб при выполнении боевого задания», — значится в «похоронке» каждого из летчиков, если даже место его захоронения указано там, где война не проходила.Давайте искать неизвестных героев всем миром. Будем ждать ваши весточки о неизвестных могилах пилотов.

Семеновский округ

Катастрофа двух военных самолетов в районе деревни Баранихи произошла в начале мая 1942 года. Очевидцы рассказывали, что вначале упал один самолет, а второй начал кружить над местом падения. Он постепенно снижался, видимо, хотел приземлиться, но только коснулся земли, как произошел взрыв.

На месте катастрофы одного из самолетов был найден планшет с картой, на которой был проложен маршрут «Казань — Рыбинск».

Членов экипажей разбившихся самолетов похоронили на деревенском кладбище в Баранихе. С годами их имена с памятника стерлись, и они оказались неизвестными.

Сейчас уже никто не может сказать, сколько летчиков погибло, известно только, что их похоронили в двух могилах.

Долгое время поиском занимался краевед из Семенова Карп Васильевич Ефимов. Как сказала местная жительница из Баранихи, у нее долгое время находилась фотография одного из членов экипажа, на которой была надпись «Гале от Леши». Фотография не сохранилась, сгорела при пожаре. Карп Васильевич написал письмо в Рыбинск и рассказал историю с фотографией. На письмо, которое напечатали в газете, откликнулась Галина Александровна Егорова. Она и оказалось той самой Галей, которой предназначалась фотография. Это была племянница погибшего. На присланном снимке местная жительница узнала человека со сгоревшей фотографии. Так было установлено имя стрелка-радиста Алексея Васильевича Хламова.

Сегодня мы можем дополнить список еще одним именем. В интернет-архиве хранится вот такой документ:

Извещение

6 мая 1942 года при исполнении служебных обязанностей погиб и похоронен в деревне Бараниха Семеновского района Горьковской области лейтенант Григоращенко Леонид Иванович, семья которого: жена Григоращенко Нина Степановна 1922 г. р. и дочь Тамара 1939  г. р. — проживали в Харькове, ХТЗ, 4-й участок, д. 29, кв. 3.

После оккупации Харькова немцами лейт. Л.И. Григоращенко никаких известий от семьи не получал.

Угловой штамп на документе проясняет место службы летчика — 1-я перегонная эскадрилья с местом базирования — Казань.

Скорее всего, два упавших самолета были Пе-2. В Казани на заводе № 22 их собирали, а перегонщики доставляли на фронт.

Мы пока не нашли списки погибших экипажей 1-й перегонной эскадрильи. Так что поиск будет продолжен.

Один из найденных членов погибших экипажей — стрелок-радист Алексей Васильевич Хламов.

Арзамасский район

В центре села Выездного стоит памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На мемориальных плитах полный список всех, кто не вернулся в село. Но от войны в селе осталось 16 захоронений. Имена погибших известны:

Старшие лейтенанты ЗЛЫГАРЕВ Виктор Николаевич (погиб 26 апреля 1943 г.) и МАНИЦКИЙ Василий Григорьевич (погиб 3 января 1944 г.);

лейтенант САМОЙЛОВ Георгий Родионович (погиб 4 апреля 1944 г.);

младшие лейтенанты БЕЛЫЙ Иван Федорович (погиб 17 февраля 1945 г.) и ШАШКИН Александр Федорович (погиб 9 сентября 1943 г.);

воентехник МАГЛИЧ Кирилл Саввич (погиб 6 июля 1942 г.);

старшина БЕЛЬКОВ Иван Антонович (погиб 14 марта 1945 г.);

сержанты ИВЛИН Владимир Иосифович (погиб 28 января 1943 г.) и СМОЛИН Анатолий Яковлевич (погиб 4 апреля 1944 г.);

рядовые ШАДРИН Илья Михайлович (погиб 2 февраля 1944 г.), ГУЛИН В. А., АЛЕКСЕЕВ А. А., ЗАПЛАВА М. А., КОЛТИН М. А., ПЕНЬКОВ В. А., СУДАКОВ (обстоятельства гибели рядовых неизвестны).

Из всего списка известны подробные данные лишь об одном человеке — Георгии Родионовиче Самойлове 1910 г. р., уроженце города Ульяновска. Он был призван из запаса Гражданского воздушного флота. Служил в запасном полку в должности командира эскадрильи. Погиб при катастрофе самолета У-2, предположительно, вместе с сержантом Смолиным.

В годы войны под Арзамасом у села Выездного базировался 1-й запасной авиаполк, где проходили обучение молодые летчики и переучивались на новую технику пилоты-фронтовики. Казалось бы, полк находился далеко от фронта, но и здесь происходили трагические случаи с гибелью пилотов и аэродромных техников.

Володарский
район

В 1973 году в один из жарких летних дней жительница Володарска пенсионерка П. И. Терехова заметила с берега в обмелевшем от сильного зноя Крестовом озере хвостовую часть затонувшего военного самолета. Сообщила в органы милиции, военкомат. Вскоре на озере появились водолазы. Они ушли под воду, а вынырнув, рассказали, что через стекло кабины видна фигура летчика. Самолет был поднят вместе с останками пилота. На груди его нашли патрончик с сохранившейся запиской. В ней имя, фамилия, адрес, откуда родом. Так было обнаружено место гибели двадцатидвухлетнего испытателя Александра Коробова.

В журнале полетов за 1944 год удалось найти его имя. 25 мая он облетывал самолет Ла-5 на аэродроме Сейма. Из полета не вернулся…

Было ясно, что он погиб, но когда и при каких обстоятельствах? Обследование поднятого из озера самолета показало, что во время полета мог остановиться двигатель. Летчик, видимо, искал площадку для приземления, но вокруг были озера, болота и лес.

Так из забвения вернулось имя летчика, которому было не суждено попасть на войну, но он погиб, выполняя боевое задание фронта.

До недавнего времени не принято было говорить об аэродроме, который располагался на Сейме. Он был секретным как в годы войны, так и после нее. Не говорили и о кладбище, где покоятся летчики, погибшие во время учебных полетов и при испытании новых машин. Многие могилы пилотов со временем оказались безымянными. Пришло время вспомнить о них и восстановить имена.

Сергачский
район

В середине января 1942 года все центральные газеты, а их выходило во время войны немного, сообщили, что в авиационной катастрофе погиб конструктор самолетов Владимир Михайлович Петляков. В черной траурной рамке был помещен портрет человека, которого вряд ли кто знал в лицо. Сообщалось, что авиаконструктор имел государственные награды — два ордена Ленина, орден Красной Звезды и Сталинскую премию. О катастрофе никаких подробностей. Некролог был сух и официален.

Через многие годы после войны стало известно, что самолет Пе-2, на котором В. М. Петляков летел в Москву, загорелся и упал под Арзамасом. Но это было не так. Пе-2 упал около Сергача. Свидетелями катастрофы стали жители деревни Мамешево. Они в подробностях помнят тот день. Но все эти годы о катастрофе у них никто не спрашивал.

Рассекреченное дело № 2195 о расследовании причин авиакатастрофы, случившейся 12 января 1942 года, довольно объемисто. Оно содержит протоколы допросов рабочих, инженеров, конструкторов и военных приемщиков. Документы свидетельствуют, что прорабатывалось несколько версий произошедшего: от технического состояния самолета до диверсий и вредительства. Даже затрагивалась версия о нападении вражеского самолета. И такое не исключалось. Дальние бомбардировщики гитлеровцев, поднявшись с подмосковных аэродромов, вполне могли дотянуть до места, где произошла катастрофа.

Свидетельства заводских специалистов дополнили четко составленные схемы места падения самолета и расположения обломков машины после удара о землю. Особое приложение — фотографии, сделанные на месте катастрофы, и акты судебных медиков, осматривавших тела летчиков и конструктора.

В 2005 году журналисты «Земли нижегородской» провели расследование катастрофы и определили точное место падения самолета.

Только в 2006 году на месте гибели авиаконструктора появился памятный знак. Попутно открыли памятник погибшему экипажу Пе-2 и в Сергаче.

Вячеслав Фёдоров.