Posted in Экономика
26.11.2015

Бизнес коммунальный превратить в социальный

Ни один дом не стоит вечно, а значит, требует обслуживания коммунальных систем и периодического ремонта. Обязательства по проведению таких работ сегодня взяли на себя управляющие компании. Задача квартиросъемщика — исправно вносить платежи за обслуживание. Но зачастую в этом взаимодействии не все гладко.

Многие жители весьма недовольны управляющими компаниями, считая, что те не выполняют своих обязанностей по ремонту и содержанию жилья. Стоимость ремонтных работ часто завышается, собираются деньги за неоказанные услуги, зато, когда встает вопрос о насущных проблемах, таких как ремонт крыши, герметизация межпанельных швов и т. д., оказывается, что на счету у дома денег «уже нет».

По данным городской жилищной инспекции, четыре из каждых пяти жалоб в системе ЖКХ связаны с компанией «Жилсервис-2». По заверению жильцов, планы ремонта не выполняются. А если работы и делаются, то по завышенным ценам. Один из домкомов выяснил, что ремонт подъезда в его доме обошелся квартиросъемщикам в 58 тысяч рублей, в других компаниях за такую работу брали не более 30 тысяч. Во многих домах жильцы попросту складывались и проводили ремонт за свой счет. Но зачем тогда вообще нужна домоуправляющая компания?

Список претензий к «Жилсервису-2» велик. Во многих домах люди борются с комарами круглый год, подвалы там больше похожи на болота, где и зимой из-за высокой влажности раздолье для насекомых. На Комсомольском бульваре появились жалобы на нашествие блох. Однако ДУК никакой дезинфекции не делает.

Не выполняет компания и требование закона «Об энергосбережении». Общедомовые счетчики воды и теплоэнергии должны были быть установлены во всех домах еще в 2013 году. Но такие приборы получили только несколько зданий. Жильцы и рады бы сэкономить на оплате услуг по счетчику, а вот УК, похоже, против такой экономии.

Люди хотели бы расторгнуть договор с недобросовестной компанией, но выяснилось, что выйти из-под ее управления не так просто. «Жилсервис-2» удерживает плательщиков всеми способами вплоть до прямого обмана и собирания подписей под подложными документами о якобы состоявшемся общем собрании жильцов.

Жители дома № 13 по улице 9 Мая вначале на совете дома, а затем и на общем собрании жильцов приняли решение о выходе из управления «Жилсервиса-2». Тут работники УК встрепенулись, начали поквартирные обходы с агитацией не расторгать договор. Но жители дома по результатам собрания письменно уведомили бывшую уже УК о выборе ими УК «Жилфонд» и попросили по закону передать всю документацию на дом в компанию «Жилфонд». Общим собранием было также принято решение о переводе накопленных денежных средств дома из бывшей УК во вновь избранную компанию. Но на реквизиты «Жилфонда» ничего не поступило. А новая УК, выполняя обязательства перед жильцами, уже отремонтировала большую часть кровли, провела опрессовку и промывку труб отопления, приемку общедомового счетчика тепловой энергии. Вот только делала она все это на свои деньги.

Разгневанные жители обратились за помощью к мэру города Татьяне Парусовой. Многочисленные жалобы на недобросовестную компанию Татьяна Юрьевна не могла оставить без ответа. Тем более что ей стало известно еще об одном «новшестве» от «Жилсервиса-2». Компания в одностороннем порядке решила отказаться от обслуживания целого микрорайона ветхих домов 5-6-й категории. В них невысок уровень собираемости квартплаты, но самый высокий уровень затрат на ремонт. Аварийный фонд распределялся пропорционально между тремя крупными УК, не отказался от него больше никто. Оставить себе только многоэтажки с высокими денежными сборами — это, конечно, «эффективный менеджмент», но совершенно антинародный.

Глава города нашла нестандартное решение, как справиться с коммунальщиками, почувствовавшими себя не просто «экономически самостоятельными», а скорее уж бесконтрольными. Впервые в Арзамасе состоялась встреча жителей домов с руководителями всех управляющих компаний при участии мэра и представителей депутатского корпуса. Люди смогли высказать претензии недобросовестной УК, выслушать, как организуют свою работу другие управляющие компании, обратиться за советом к депутатам. Руководители жилищной инспекции и департамента ЖКХ также высказались по поводу сложившейся ситуации. Домкомы делились своими «рецептами» взаимоотношений с УК, а некоторые рассказывали и о переходе в другие компании. Равнодушных не было.

Руководитель теплоэнергетического производственного предприятия Вячеслав Романычев рассказал собственникам жилья об условиях, в которых вынужден работать его коллектив:

— У нашего муниципального предприятия за 5-6 лет накопилось 50 миллионов рублей дебитор­ской задолженности. Мы поставляем тепло ДУКам, а они собирают плату за ресурс с жителей. Самый большой наш должник — «Жилсервис-2». На сегодня эта компания должна нам 15 миллионов. Мы из-за этого не можем расплатиться, в частности, с котельной машиностроительного завода за поставленное в ваши дома тепло.

Руководитель «Жилсервиса- 2» Артем Колпащиков говорил только о неплательщиках:

— В каждом доме у нас есть должники, 80 процентов задолженности — у жильцов квартир, находящихся в муниципальной собственности. Почему не работает служба судебных приставов? Пусть город выселяет их в более дешевое жилье.

Руководитель департамента ЖКХ Александр Добряев пояснил, что такая жесткая мера не сработает:

— Выселить даже злостных неплательщиков из жилья почти невозможно. У большинства из них в квартирах прописаны несовершеннолетние дети и старики. А вот у УК есть право востребовать долги через суд. Это более действенно.

Впрочем, собственников больше интересовало, как грамотно расторгнуть договор с недобросовестной компанией. Об этом рассказали юристы, депутаты и представители других управляющих компаний, готовых взять под свое управление этот жилищный фонд.

— Наша позиция — напомнить управляющим компаниям, что коммунальная сфера — это социально ориентированный бизнес, — сказала после встречи Татьяна Парусова. — Есть примеры, когда коммунальщики об этом забывают, думая только о бизнесе, а не о людях, для которых работают. Их уверенность в полной самостоятельности придется поколебать, показав собственникам жилья, что у них есть возможность выбора, а управляющим компаниям, что и на них найдутся рычаги воздействия.

Александр КУРИКОВ.

г. Арзамас.