Posted in Семья
08.10.2015

Старики под дождем

Несколько дней назад в Журавлихе отмечали День пожилого человека: из райцентра приехали артисты, устроили для жителей концерт. Проходил он на улице. Шел дождь. Старики мокли, переминаясь с ноги на ногу, присесть было негде, и смотрели то в одну сторону — на заколоченные окна закрытого сельского клуба, то в другую — на разбитую дорогу в ямах. Им было грустно. — Унизили нас, а не поздравили, — делились впечатлениями пожилые люди.На этой неделе по звонку жителей мы приехали в деревню. На встрече с журналистом люди наперебой рассказывали о местных проблемах, которые не решаются годами, и о том, что в родной деревне они чувствуют себя никому не нужными и забытыми.

Журавлиха — одна из самых дальних деревень региона на границе с Мордовией, от областного центра триста километров, от районного — тридцать.

Когда мы приехали, снова лил дождь, поэтому разговор с жителями проходил в магазине — это единственное общественное место в деревне. Здесь нет школы, детского сада, Дома культуры, негде работать. Есть только почта и фельдшерский пункт. В деревне около 180 домов, живут в основном пенсионеры, но есть и семьи с детьми.

Первое, на что жалуются люди, — дорога. От федеральной трассы до Журавлихи пять километров плюс еще четыре до соседнего села Каменка. Эти девять километров — сплошные ямы, осенью они превращаются в жижу, как говорят жители, ни пройти, ни проехать.

— Эта дорога много лет находится в убитом состоянии, — рассказывает жительница деревни Валентина Кузьмина. — Куда мы только не обращались, но воз и ныне там. В июне этого года написали письмо в региональное министерство транспорта и автомобильных дорог. Получили ответ, что дорога изношена, но средств на ее капитальный ремонт нет. В конце лета около выезда на трассу положили немного асфальта, а дальше ямы начали засыпать мусором. Такой ремонт не приносит результата.

— Дорога в Журавлиху областного значения, средства на ее ремонт должны выделяться из регионального бюджета. Каждый год там проводится ямочный ремонт, — по телефону объяснил заместитель главы администрации Починковского района Михаил Ларин. — В районе 300 километров дорог находятся на балансе области, на их содержание в год выделяется 30 миллионов рублей. Ремонтируют в первую очередь самые плохие участки. Например, в этом году провели капитальный ремонт трех километров дороги около физкультурно-оздоровительного комплекса в райцентре.

Мы позвонили в Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области, которое выступает заказчиком ремонтных работ и в оперативном управлении которого находится в том числе и дорога в Журавлиху.

— План ремонта дорог согласуется с районной администрацией, она дает предложения, какие участки делать в первую очередь, а мы контролируем, — объяснил сотрудник учреждения. — Государственный контракт на проведение работ заключен с организацией «Спартак С», деньги выделяются им, поэтому лучше обратиться туда.

Позвонили в эту строительную фирму, получившую тендер на ремонт дорог. Ответ получили следующий: капитальный ремонт дороги в Журавлиху не проводится потому, что на него нет денег. Такой же ответ ранее был дан жителям деревни.

А пока средств нет, люди вынуждены годами месить грязь и трястись на ухабах.

Другая беда — полное отсутствие транспорта. Раньше в Журавлиху и Каменку раз в неделю ходил автобус. Маршрут отменили. Районная администрация объясняет это тем, что он нерентабелен, мол, народу ездит мало.

— У меня двое маленьких детей, один — первоклассник, другому два года, — рассказывает одна из жительниц деревни. — Нахожусь в декретном отпуске, муж не работает, потому что негде. Живем на пенсию бабушки. У нас нет денег на такси до Починок, которое в оба конца обходится в 1200 рублей. Я не могу сводить детей к врачу, сделать другие дела в райцентре!

Пожилым людям тоже нужно бывать в больнице, разных организациях, которые находятся в Починках. Им тяжело ходить пять километров по разбитой дороге до трассы, чтобы сесть на автобус. Да и не факт, что, придя туда и простояв на остановке, уедешь.

— Маршрут Починки — Саранск тоже отменили, — возмущаются жители. — Единственный вариант — остановить проходящий автобус из Саранска, Саратова или Пензы, который идет в Нижний Новгород, но свободные места не всегда бывают, поэтому иногда он просто проезжает мимо.

По словам Владимира Кечкина, главы Пеля-Хованского сельсовета, куда входит Журавлиха, на его территории не осталось ни одного автобусного маршрута, поэтому в похожей ситуации оказались жители и других деревень.

— В автобусе, который ходил раз в неделю, ездили два-три человека, — говорит Михаил Ларин. — Сократили маршруты в Журавлиху, Панкратово, Ужово — по тем направлениям, где автобусное предприятие несло убытки. Из районного бюджета на софинансирование пассажирских перевозок платим 10 миллионов рублей в год. Маршрут Починки — Саранск давал 100 тысяч рублей убытков в месяц, поэтому его тоже пришлось отменить.

Жители Журавлихи предлагают хотя бы раз в неделю пустить автобус в их и окрестные деревни потому, что они не могут жить отрезанными от остального мира.

Люди, собравшиеся на встречу, говорили о закрытом сельском клубе, о том, что в деревне нет работы, о том, что молодежь отсюда уезжает, показывали разбитую дорогу…

Существует такое понятие — социальная напряженность. Она проявляется в недовольстве жизнью, недоверии к власти, безрадостном восприятии своего настоящего и будущего. Вот именно она, напряженность, какая-то подавленность ощущалась во время нашего разговора. Люди не чувствуют заботы о себе и своем населенном пункте. Таких Журавлих в области десятки, проблемы-то типичные. Но люди прожили здесь жизнь, они трудились на благо своей земли и заслужили, чтобы к ним относились уважительно, а к их нуждам — внимательно. Даже в маленькой деревне хочется жить по-человечески.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Починковский район.