Posted in Экономика
17.09.2015

Команда сильна сплоченностью

Кто вверх, кто вниз

Как известно, в отличие от прошлой избирательной кампании на выборах 13 сентября голосование по партийным спискам сохранилось только в самом большом муниципалитете — городе Нижнем Новгороде. Да и то в урезанном виде: на все участвовавшие в этих выборах партии приходилось только 12 из 47 мест в городской думе, то есть меньше четверти. Однако это не ослабило накала предвыборной борьбы. Ведь, кроме самостоятельной значимости, выборы являлись серьезной репетицией перед предстоящими в 2016 году выборами в Законодательное Собрание области и Государственную Думу РФ.

Как и ожидалось, на виду были местные отделения партий, представленных в российском парламенте. Вот только результаты некоторых из них вызвали оживленную дискуссию у политологов, журналистов и активных избирателей.

Начну с того, что не очень уверенно преодолела пятипроцентный барьер ЛДПР, набравшая, по предварительным данным облизбиркома, на выборах в городскую думу Нижнего Новгорода 6,61 процента голосов. Если сравнить с результатами голосования по партийным спискам во время выборов в 2011 году в Законодательное Собрание области, ЛДПР потеряла более 5 процентов. Довольно высок уровень поддержки избирателей — 31,6 процента — был на выборах в региональный парламент у КПРФ. Но 13 сентября 2015 года на выборах в городскую думу Нижнего Новгорода показатель этой партии, по предварительным данным, составил 19,38 процента.

А вот извечный соперник коммунистов, партия «Справедливая Россия», по данным облизбиркома, сумела улучшить свой результат с 17,6 до 21,6 процента. Думается, немалая заслуга в этом местного лидера партии — Александра Бочкарева.

Еще более впечатляющего прироста добилась «Единая Россия». На выборах в Законодательное Собрание ее партийный список поддержало 35,3 процента избирателей, что для правящей партии не самый высокий результат. Зато теперь, на выборах в думу Нижнего Новгорода, итог выступления более весом — 40,4 процента. Замечу, что подъем планки произошел с более значительной высоты, что всегда куда как труднее. Но «Единая Россия», партийный список которой на городских выборах возглавлял заместитель губернатора Дмитрий Сватковский, смогла это сделать.

Лицом к лицу с избирателем

Большинство местных выборов, состоявшихся 13 сентября, прошли по одномандатным избирательным округам.

Чтобы завершить разговор о Нижнем Новгороде, скажем, что из 35 одномандатных округов в 27 победили кандидаты от «Единой России». В трех верх взяли представители КПРФ, в двух — «Справедливой России», в одном — кандидат от партии «Патриоты России». В двух одномандатных округах победу одержали самовыдвиженцы.

Наибольшее доверие избирателей — 72,46 процента — получил Иван Карнилин («Единая Россия»), можно сказать, бессменный депутат городской думы. С огромным преимуществом победили в своих округах также Александр Бочкарев («Справедливая Россия») — 71,82 процента — и Алексей Гойхман («Единая Россия») — 68,98 процента.

Выборы депутатов по одномандатным округам состоялись в тот же день в Арзамасе, Дзержинске, Сарове, Навашинском, Борском, Кулебакском и Чкаловском городских округах. Все они прошли под знаком значительного преимущества кандидатов от «Единой России». Особенно впечатляющ их успех в Борском округе на выборах в местный Совет депутатов: 25 мандатов из 27. Еще два — у самовыдвиженцев. В остальных городских округах в депутатском корпусе есть представители и других партий.

Прямых выборов депутатов районных земских собраний, согласно законодательству, теперь нет. Они будут формироваться из депутатов и глав поселений в тех районах, в которых 13 сентября избирали депутатов сельских и поселковых советов.

Как сообщил секретарь Нижегородского регионального отделения партии «Единая Россия» Артем Кавинов, по результатам выборов в представительные органы муниципальных образований «Единая Россия» получает порядка 80 процентов депутатских мандатов по всей Нижегородской области.

Явка не блещет

По области она составляет 26,5 процента, в Нижнем Новгороде и того меньше — 22,46.

Лично я не разделяю мнения ряда политологов и политиков, что явка избирателей оптимальна. Можно сколь угодно убаюкивать себя оправданиями малоактивного участия жителей региона в выборах муниципальных депутатов, которым решать их насущные проблемы. Может, все же середина сентября не самое подходящее время для столь серьезной избирательной кампании? Почему бы не назначать их хотя бы на конец первого месяца осени. Может, спросить об этом самих избирателей?

Николай РЯЗАНОВ.

Комментарии

Андрей ДАХИН, доктор философских наук, профессор:

— Повышение рейтинга «Единой России» по сравнению с прошлыми выборами связано в основном с тем, что партия смогла показать, что в думу идет команда губернатора. То есть позитивное отношение к команде губернатора удалось передать партии. Второй фактор — вызвал любопытство проект «Мой новый Нижний», который представляет собой своеобразный стратегический маркетинг развития территории. До сих пор такого подхода у нас не было.

Снижение показателей у КПРФ, в свою очередь, связано с общим настроем гражданского сознания, которое мы отмечали еще в прошлом году. Это «посткрымский синдром»: основная масса населения ориентируется на государственническую или мягко критическую позицию. В первом поле работает «Единая Россия», во втором — «Справедливая Россия». А более резкая критика уже не находит такой поддержки, как это было раньше.

 Александр ПРУДНИК, социолог:

— Что касается результатов выборов в Нижнем Новгороде, главные проигравшие — это новые партии. Мы видим, что они не сумели преодолеть 5-процентный барьер. Это свидетельствует только о том, что эти партии не соответствуют ожиданиям избирателей.

Многие эксперты и аналитики на протяжении последних месяцев утверждали, что партия «Единая Россия» существенно утратит свои позиции, а коммунисты будут расти. Наши социологические опросы об этом не свидетельствовали, но убедить в этом могли только сами избиратели. На выборах в Законодательное Собрание у них было 35,3 процента — это было проблемой. Теперь уровень поддержки превысил 40 процентов, а это значит, что кризис общественной поддержки преодолен.