Открой нам тайны, Текун!
но чем больше мы о нем узнаем, тем больше он вызывает у нас уважение и сочувствие. «Благородные» разбойники отложились крепким, сбитым пластом в нашу мифологическую историю. И история-то совсем недавняя. Два века всего-то прошло. Озеро Текун стало хранителем такой истории. Санкт-петербургское издательство Василия Генкеля выпустило в 1864 году книгу «Предания о разбойниках». Автор ее, «разбойничий» историк Н. Аристов, писал:
«…Странно, народ русский, несмотря на все жестокости разбойников, на их борьбу против господствующего порядка, на грабежи и убийства, доселе хранит в своей памяти множество занимательных рассказов о их положениях, любит часто вспоминать и говорить о них и наделяет их сверхъестественными силами, как сказочных богатырей. В каждой местности есть свои герои, чуть не каждое селение передает старые сведения о них, как бы перешедшие в миф. Память народа о разбойниках иногда проникнута сочувствием к их удали и силе, к их хитрым подвигам, о которых он рассказывает с веселой улыбкой или задушевным смехом, а иногда с грустным раздумьем. Народ повествует об их смелых, необузданных выходках, замысловатых проделках и остроумных речах, как они меняли свои наряды, прикидывались слабыми и разведывали что нужно; как дурачили сильных, богатых и гордых, проучивали хвастливых, смеялись над силой солдат. И на это посматривают рассказчики будто на шалости и шутки бойкого молодца, которому захотелось показать избыток своей силы-удали и разойтись, распахнуться под веселый час; даже доселе сохранилось в устах народа выражение, что разбойники пошаливают».
Наш «шалун» Иван Фатеевич Хабаров полностью соответствует всему вышесказанному. Как только войска, посланные самим российским императором, изгнали его с Текуна, в мифической биографии начинаются пробелы. А как же иначе: прятался Фатеич где придется. Тут уж не народная слава нужна была ему, а собственная жизнь.
Мы не поспели за Фатеичем, когда он уходил от погони, подкупая преследователей, на ходу разбрасывая бумажные ассигнации. Хитрый замысел сработал. Преследователи погнались не за ним, а за деньгами. Ушел Фатеич. У нас как гора с плеч…
Но вот что дальше-то с ним приключилось?
Одно ясно: не забросил он свое привычное «благородное» дело — пошаливал. А уж тут как веревочка не вейся…
Он самый и есть
Жил в Ярославской губернии, в Ростовском уезде один зажиточный крестьянин, Александр Яковлевич Артынов. С детства помогал отцу возить выращенные овощи по ярмаркам и базарам. Грамоте учился у своего дяди священника. Но главным его человеческим качеством было то, что умел слушать. Со временем стал все слышанное записывать. 50 тысяч исписанных страниц оставил он наследникам. Это и стихи, и повести, но самое ценное — записи легенд, преданий и всевозможных слышанных историй. Как вы уже догадались, среди такого обилия страниц нашелся рассказ и о нашем разбойничке — Иване Фатеевиче. Вернее, даже не рассказ, а скорее, короткое упоминание, которое проливает свет на дальнейшую судьбу текунского «шалуна». Записал Александр Яковлевич его со слов своего приятеля ростовского купца Дмитрия Алексеевича Хлебникова, а тот услышал эту историю от своего тестя, тейковского купца Степана Ивановича Каретникова. Вот эта история.
«Комнаты и лавки Каретникова на Нижегородской ярмарке были смежны с московским фабрикантом; во время обеда у Каретникова к соседу, вероятно, пришел гость, потому что тот громко вскрикнул: «А, Иван Фадеич! (напомним, на разночтение отчества не обращайте внимания, разбойника величали и Фатеич, и Фадеич. — Авт.) Пожалуйте!» Это имя на устах Хлебникова вызвало улыбку; Каретников это заметил и спросил о том; Хлебников сказал, что это имя знаменитого нашего разбойника; Каретников тоже с улыбкой отвечал ему, что это он самый и есть, но только он Верхоудинский второй гильдии купец, который, будучи там в ссылке, выслужил беспорочно свой срок, приглянулся богатой вдове и женился на ней; ему дозволено было ездить за покупкой товара на Нижегородскую ярмарку и что он хороший покупатель у Каретникова; с ним Каретников познакомил и Хлебникова, к которому Фадеев (его и так называли. — Авт.) часто ходил и спрашивал о состоянии своей родины и Ростовского края, где он производил свои разбойничьи операции».
Вот ведь какой сострадалец по своему краю, в котором немало «шалостей» натворил. Действительно, так и был скроен из одного благородства. Вышел на свободу с чистой совестью, теперь можно и праведником стать. А что теперь бояться-то: свободен, богат, уважаем… Только имя свое скажи — кто с благодарностью в ноги бросится, а кто прочь метнется, испугавшись.
И дальше ростовский краевед Александр Артынов дает внешнюю характеристику текунского «шалуна»:
«По словам Хлебникова, он был старик седой как лунь, роста среднего и крепкого телосложения; речь у него была громкая, твердая и крутая, взор быстрый; дебел телом».
По расчету выходит, что описанная встреча с разбойником произошла в 1834 году. А жил он в то время в Верхнеудинске. Города такого на карте сейчас нет. В 1934 году его переименовали в Улан-Удэ. Так что след Фатеича надо искать там да в списках купцов.
Вот и проследили мы жизненный путь разбойника, легенды о котором остались на нашей земле и которые до сих пор хранит озеро Текун.
Что ж, оглянемся последний раз по сторонам, послушаем сторожкую тишину… Пора и в обратный путь. Кажется, уже слышно, как гудят ноги, находились за день. Смеемся, точно слышно, как стоит в ушах какой-то гул.
Наш опытный проводник Николай Васильевич Кожохин разъясняет, что ничего удивительного в слуховых «глюках» нет: многие болотные растения выделяют эфирные масла, а те как хотят, так и действуют на наши уставшие от скитаний организмы. Так что надо вылезать из приозерного болота и покидать Текун, который так нам тайн своих и не выдал. Но хоть приоткрыл, и за это мы ему благодарны.
Продолжение следует?
Вы думаете, так просто отделаться от текунского разбойника Фатеича? Призрак его живет не только на Текуне и в народной памяти, перекочевал он, оказывается, и в книги. А эта память покрепче будет.
Литературоведы обнаружили след Фатеича во многих произведениях.
Неизвестный нам писатель и драматург Н. А. Чаев написал пьесу «Сват Фадеич». Расшифровывать, о ком она, видимо, не надо. Литературоведы отметили, что «образ разбойника в пьесе является доминирующим». А вот уже известный нам драматург А. Н. Островский переработал эту пьесу в оперное либретто, «придав обличительную демократическую направленность». Литературоведы замечают, что «образ Фадеича получился романтически окрашен».
«Последним мужицким богатырем и справедливым разбойником, лесным рыцарем Верхнего Плеса» называет Фатеича писатель А. В. Амфитеатров и делает одним из главных героев повести «Княжна».
Писатель А. Писемский включил историю о Фатеиче в рассказ «Старая барыня».
«Нельзя и старину за все похвалить: безурядицы много было: разбойник тогда по губернии стал ходить по имени Иван Фаддеич, и разбойник сильнейший; может быть, более трехсот человек шайка его была, словно в неприятельских землях разъезды делал и грабил по Волге и другим судоходным рекам. На больших дорогах тоже: почесть что проезду не стало. И не то чтоб одиночников из простого народа обирал, а ладил, нельзя ли экипаж шестериком, восьмериком, аже самые почты остановить, или к помещикам, которые побогаче, наедет с шайкой в усадьбу и сейчас денег требует, если господин не дает или запирается, просто делали муки адские: зажгут веники и горячими этими прутьями парят. По всем деревням, где бы ни захотел, прием ему был, как в своей вотчине. Начальство тоже, бог его знает, подкуплено ли было, али боялось, только года три военная команда не могла его изловить и арест ему сделать».
Как мы знаем, военная команда все-таки «сделала» ему арест. И что в конце концов получилось, тоже знаем.
Вот и закончилась наша экспедиция к озеру Текун. Мы, наверное, вас разочаровали, не найдя клада. Брали в долю, и на тебе, облом… Честное слово, мы ничего не скрываем, клад нам не дался. Но кое-что тайное нам удалось вызнать. В одной из кладовых записей, которая нам попалась в руки, помечено, что в бывшем Ростовском уезде в Капцевском болоте под одним из камней спрятан разбойничий клад. Слухи говорят, что это клад Фатеича. И те же слухи успокаивают: клад до сих пор не найден. Так что «привет от Фатеича» ждет кладоискателей.
Участники экспедиции
Александр СИНИЦЫН, Вячеслав ФЕДОРОВ.