Posted in Семья
18.08.2015

Тайна лесного скита

Крест у излучины реки

Неподалеку от Уреня возле моста через реку Усту есть деревня Красный Яр. Пройдя от нее пару километров по грунтовой дороге через лес, мы, члены экспедиции – полсотни школьников и взрослых, оказались в месте, называемом в народе «скит». Лесные посадки здесь множеством просек разбегаются от высокого обрывистого берега на излучине реки. Отсюда был дан старт экспедиции.

Красный Яр — место необычное, историческое, об этом свидетельствует деревянный поклон­ный крест, установленный у речного откоса. Возле него участники похода и разбили лагерь. В память о ком или о чем здесь, в отдалении от жилья, был поставлен крест? Это и решили выяснить на следующий день в Урене, куда ребята отправились, чтобы познакомиться с местными историей и традициями.

Путь лежал в районный исторический музей, который недавно изменил свое название и стал именоваться музейно-выставочным комплексом имени его основателя В. Ф. Мамонтова. Учеников нижегородского лицея № 8 встретила директор музея Светлана Александровна Техменева, она провела экскурсию и рассказала ребятам о прошлом Уреня, протянувшегося три столетия назад длинной улицей вдоль реки Усты, его знаменитых ярмарках, промыслах и быте здешних жителей.

Задали мы вопрос и об истории Красного Яра. Ему в историческом музее посвящен один из разделов экспозиции. На витрине несколько старинных нательных крестов и другие предметы. Как пояснила Светлана Александровна, в окрестностях Красного Яра люди нередко находят старинные вещи – монеты, кресты, обломки утвари. Некоторые из них оказываются в музее. Находки эти подтверждают исторический факт — в прошлом в этом месте находился Красноярский скит, описанный в знаменитом романе Мельникова-Печерского «В лесах».

Мастера рисовали фальшивки

Земли левобережной части Поветлужья, расположенные по реке Усте, до XVII века были малообитаемые. Среди глухих лесов находились редкие поселения мари. К слову, считается, что и название города Урень происходит от марийского слова «ур», что значит «белка».

Активное заселение этого края началось, когда на Ветлугу и Усту устремились, спасаясь от преследований, ревнители старой веры. Старообрядцы основали здесь скиты и множество деревень.

Среди раскольников хорошо был известен Красноярский мужской скит. Вот что пишет о нем Мельников-Печерский:

«Стоял он в лесной глуши, на берегу Усты, а кругом обнесен был высоким деревянным частоколом. Посредине часовня стояла, вокруг нее кельи, совсем не похожие на кельи Каменного Вражка и других чернораменских женских скитов. Все здесь было построено шире, выше, суразнее и просторнее… Не будь середь обители высокой часовни да вокруг нее намогильных голубцов, Красноярский скит больше бы походил на острог, чем на монастырь».

Дальше писатель рассказывает о том, как главного героя романа «тысячника», предпринимателя по-нашему, Патапа Чапурина принимают в обители, больше похожей на крепость, как восхищается он благолепием убранства и стройным чином здешней службы, как знакомится с игуменом скита отцом Михаилом (личностью исторической, реально существовавшей) и как в итоге в обители подбивают его, с целью выудить деньги, на поиски ветлужского «золотого песка».

«Среди часовни, перед высоким аналогием, в соборной мантии, стоял высокий, широкий в плечах, с длинными седыми волосами и большой окладистой, как серебро белой, бородой, старец» — таким, возможно, игумен Михаил предстал и самому Павлу Ивановичу Мельникову-Печерскому, который, как многие знают, был не только писателем и этнографом, но и чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе специально по вопросам раскола, руководил статистической экспедицией по изучению жизни старообрядцев в губернии.

Прибыв в Урень, Мельников-Печерский не только изучал здешнюю жизнь, но и участвовал в расследовании темных дел, творившихся за монастырским частоколом. Монахи Красноярского скита делали фальшивые деньги: рисовали «картинки» — поддельные ассигнации, которые, вероятно, являлись одним из источников скитских богатств. Липовые банкноты так и назывались — «красноярки».

Писатель, хорошо знавший монастырские дела, не раз упоминает об этом в романе. Вот лишь один из эпизодов:

«Отец Михаил помолился на иконы, низко поклонился сидевшему паломнику и пошел было из гостиной кельи. Стуколов вернул его с полдороги.

— Картинок много? – спросил он.

— Есть, — шепотом ответил отец Михаил.

— Много ль?

— Синих на две тысячи, красных на три с половиной…

— Что лениво стал работать? – слегка усмехнувшись, молвил паломник.

— Боязно, Якимушка, — прошептал игумен, наклонясь к самому уху Стуколова. – Наезды пошли частые: намедни исправник двое суток выжил, становой приезжал… Долго ль до беды?»

Незаконная деятельность, как сейчас говорят, действительно довела обитателей скита до беды. Тайна была открыта, монастырь разгромлен, пятьдесят монахов вместе с игуменом Михаилом были арестованы за изготовление фальшивых денег и сосланы на каторгу, лишь некоторым удалось бежать.

Справедливости ради стоит сказать, что Красноярский скит прославился не только своей преступной деятельностью, но и мирными делами. Он являлся одним из ведущих центров книжной культуры, в его библиотеке хранились ценные рукописные и старопечатные книги. Монахи переписывали духовные рукописи и жития святых в скитской хорошо оборудованной мастерской, работали над их художественным оформлением. Отсюда книги распространялись по нижегородскому Заволжью, шли в Москву. Стоит ли удивляться, что поддель­ные «красноярки» трудно было отличить от настоящих банкнот, их рисовали мастера.

Редкая находка

Возвращаясь из Уреня в Красный Яр, на берег Усты, на то самое место, где когда-то стоял скит, мы думали о его необычной судьбе. И тут земля, словно в подтверждение узнанной нами истории, чтобы заинтриговать окончательно, преподнесла неожиданный дар.

На лесной тропке девятиклассник Дима Чечет заметил небольшой круглый предмет, серебром блеснувший на солнце. Подняв его, он увидел, что это старинная монета. Уже в лагере вместе с остальными участниками экспедиции мы рассмотрели ее как следует – это был полуполтинник, отчеканенный в XVIII веке, с профилем императрицы и двуглавым орлом на другой стороне монеты. Возможно, два с половиной столетия назад обронил ее кто-то из монахов или гостей скита, а может быть, она хранилась среди других богатств монастыря и была утеряна во время его разгрома. Вот так случается, что прошлое оживает на глазах, стоит лишь внимательнее смотреть по сторонам.

Это было в самом начале экс­педиции. За несколько дней нам предстояло пройти многокилометровый маршрут по реке, впереди было еще много событий и неожиданных открытий.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Уренский район.