Нерентабельное будущее
За месяц на страницах газеты мы третий раз поднимаем тему закрытия и реорганизации сельских школ. На днях раздался тревожный звонок из села Кечасова Краснооктябрьского района.- В этом году нашу школу из средней собираются сделать основной — вместо одиннадцати классов останется девять, — сообщили педагоги. — В следующем ее могут закрыть навсегда.По мнению местных жителей, исчезновение учебного заведения в селе приведет к тому, что Кечасово и окрестные населенные пункты, откуда в школу ездят учиться дети, обезлюдеют — семьи с детьми просто не захотят здесь жить. Такого будущего для своего села люди не хотят.
Вопрос уже поднимался
В Кечасовской средней школе 23 ученика, двадцать из них приезжают на занятия из соседних деревень Чернухи и Екатериновки. Начальные классы совмещены в классы-комплекты — первый со вторым и третий с четвертым занимаются вместе. В средних и старших классах от одного до четырех учеников. Последние годы учебное заведение находилось на индивидуальном финансировании, поэтому средств на содержание школы и организацию образовательного процесса хватало.
Двухэтажное кирпичное здание поддерживается в хорошем состоянии, каждый год учителя своими силами делают ремонт.
— Впервые вопрос о реорганизации был поднят в 2010 году, тогда учебное заведение удалось отстоять, — рассказывает директор Людмила Есаулова. — Сейчас нашу школу хотят превратить в основную. В следующем учебном году старшеклассников, а их 6 человек, предлагают возить в село Салганы, которое находится в 12 километрах от Кечасова. В Салганах строят новую большую школу. Мы опасаемся, что уже через год туда переведут всех учеников, а на дверях нашего учебного заведения повесят замок.
Труден путь к знаниям
Ухабистая грунтовая дорога резким клином уходит под гору. На «уазике» вместе с председателем СПК «Чернухинский» Алексеем Быковым едем по пути, который дети из деревни Екатериновки каждый день преодолевают на школьном автобусе, чтобы попасть на уроки в село Кечасово. В машине трясет так, что держаться приходится крепко: спуск под гору — настоящая внедорожная езда.
Внизу мост через речку, который больше похож на земляную насыпь, под ним через бетонные трубы бежит вода.
— Этот мост уже проваливался, — показывает Алексей Васильевич. — Тогда соорудили временные мостки, и дети перебиралась по ним, чтобы попасть в школу…
С моста видно, что грунт вокруг него начал проседать, вероятно, однажды земля здесь снова уйдет из-под ног, и Екатериновка опять окажется отрезанной от большой земли. Остается надеяться, что в тот момент на мосту не окажется школьного автобуса с детьми.
Впрочем, местные жители говорят, что эта дорога опасна в любое время года — весной и осенью здесь непролазная грязь, зимой крутой склон нередко превращается в каток. По словам председателя, молоковоз, который приезжает на ферму в Екатериновке, чтобы забрать молоко, часто приходится поднимать в гору тракторами. Школьный же автобус с детьми так нельзя — запрещено -правилами безопасности. Неудивительно, что мамы школьников, большинство из которых работают доярками на ферме, каждый раз переживают за детей, отправляя их на уроки.
Транспорт, на котором ездят ребята, постоянно ремонтируют, по сути, от него остался только желтый кузов. Автобус полностью перебрали, на такой дороге любая техника быстро выходит из строя.
Мы проследили и дальнейший путь учеников, по которому им предстоит ездить в Салганы: четыре километра от Екатериновки до Чернухи, еще пять до Кечасова плюс двенадцать до Салган. Получается 21 километр в одну сторону и столько же в другую. Итого 42 километра.
Сказать, что дорога эта находится в ужасающем состоянии, — ничего не сказать: за все время существования ее ни разу не асфальтировали. В это трудно поверить, но, оказывается, такие места существуют! Вместо асфальта булыжно-щебеночное покрытие, все в ямах. Местные жители припоминают, что последний раз этот проселок ремонтировали в шестидесятых годах прошлого столетия.
— Трясет здесь так, что людей наизнанку выворачивает, а у машин отлетают детали, — говорят жители Кечасова. — Даже таксисты тут ездить отказываются.
— Ребятишкам придется вставать в пять утра, потом, не выспавшись, полтора часа ехать по ухабам, проводить несколько часов в школе и снова по «убитой» дороге возвращаться домой, — возмущаются родители. — О каком качестве образования может идти речь?! Считаем, что права детей будут нарушены.
Без школы село пропадет
Отсутствие дороги не единственная причина, почему люди не хотят, чтобы школа стала девятилеткой и, в перспективе, была закрыта. На сельском сходе, на котором обсуждалась судьба образовательного учреждения, педагоги показали жителям и представителям районной администрации презентацию, в которой рассказали о своей школе и о том, почему ее нельзя «оптимизировать».
— Краснооктябрьский район многонациональный, — показывая на большом экране карту района, рассказывает учитель Валентина Ахмодеева. — Здесь дружно живут разные народы, в том числе русские и татары. Школы в татарских селах,
которые находятся ближе к райцентру, практически все сохранились. Русских же школ за последние годы закрылось семь, на данный момент сохранились всего две — Кечасовская и Салганская. От многих сел в нашей округе остались одни названия…
В школе работают 12 учителей и 6 человек технического персонала. Педагоги гордятся тем, что у каждого из них в трудовой книжке всего одна запись: «Кечасовская средняя школа». Многие из них, в том числе и директор Людмила Есаулова, окончили эту школу и вернулись сюда работать. Каждый учитель имеет специальное образование по тому предмету, который ведет.
— Если школа перестанет существовать, мы окажемся на улице, — говорят педагоги. — В селе работы нет, а в той же Салганской школе нам вряд ли предложат вакансии, там штат укомплектован. Выход — искать новое место жительства. Но мы не хотим уезжать из родного села, здесь наш дом.
— Нередко среди причин реорганизации малокомплектных школ называют то, что качество образования в них не соответствует современным требованиям, — продолжает директор. — Считаем, что даем ученикам неплохие знания, это подтверждается тем, что дети показывают хорошие результаты на ЕГЭ. Наши выпускники поступают в вузы. Ребята участвуют во многих конкурсах, занимают призовые места. Дети в маленькой школе окружены постоянным вниманием взрослых, мы знаем все о каждом из них, ученики воспитываются и обучаются, по сути, в домашней атмосфере…
И самое главное, о чем говорили люди: если село останется без школы, оно неизбежно начнет угасать. Семьи с детьми, молодежь жить здесь не захотят.
Сейчас на территории сельсовета работают СПК «Чернухинский» и СПК «Кечасовский», председатели которых Алексей Быков и Виктор Быков присутствовали на встрече. Их сельхозпредприятия уже давно испытывают кадровый голод. Не оказалось бы так, что в будущем здесь вообще некому будет работать.
Участники собрания единогласно проголосовали против реорганизации местной школы. Но председатель комитета по образованию администрации Краснооктябрьского района Шамиль Мустафин сообщил жителям, что решение схода имеет лишь рекомендательный характер. Это при том, что, согласно федеральному закону «Об образовании», принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей этого поселения.
— В области нет больше средней школы с таким малым количеством учеников, — говорит Шамиль Мустафин. — Сейчас не идет речь о ее закрытии. Оставим 9 классов. Подушевое финансирование зависит от количества учащихся, индивидуальное — от количества классов. Региональное министерство образования выделяет средства только на 6 классов-комплектов, поэтому, чтобы сохранить финансирование, школа должна стать основной. При подушевом финансировании в год на одного ученика выделяется 53 тысячи рублей, то есть ваша школа получала бы 1,6 миллиона рублей в год. Но на ее содержание нужно 6,8 миллиона…
По словам заместителя главы районной администрации Рината Жалялова, если сделать школу девятилеткой, на ее содержании в год удастся сэкономить 1,3 млн рублей. Вот такая арифметика.
Шамиль Мустафин добавил, что в этом году планируют реорганизовать три школы — Медянскую, Чембилеевскую и Кечасовскую, а в перспективе в районе останутся всего три школы — в Уразовке, Большом Рыбушкине и Салганах.
А что скажет президент?
Не о подобной ли инициативе чиновников говорил президент России в одном из своих недавних выступлений в мае 2015 года: «Власти на местах подчас развивают уж слишком бурную деятельность. Некоторые чиновники считают, что лучший способ найти деньги на повышение качества медицины и образования — позакрывать небольшие больницы, школы и назвать это словом «оптимизация». Таких вот «оптимизаций» не должно быть в принципе, все нужно делать с умом».
Несколько лет назад, выступая на съезде Всероссийского педагогического собрания, Владимир Путин, тогда премьер‑министр страны, говоря о закрытии малокомплектных школ, сказал, что «нужно искать решение по каждому конкретному случаю». Именно о таком особом решении и просят жители Кечасова — их села малонаселенные, удаленные и труднодоступные, поэтому школа им необходима.
Сегодня в образовании возобладал принцип рентабельности. Но можно ли вообще говорить о выгоде, когда речь идет о социальной сфере, о школе? Образование — это не рыночный сектор.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Краснооктябрьский район.