ыгода измеряется в деньгах, а не в литрах молока
В прошлом номере мы начали рассказывать о поездке в Республику Беларусь. Напомним, нам довелось побывать там с делегацией нижегородских аграриев. Читатели узнали о подходах белорусов к сельскому туризму, агропромышленным выставкам и производству сельхозмашин. Продолжаем путешествие.
Гутен таг, колхоз
В хозяйстве «Штотц Агро-Сервис» Минской области познакомились с Сергеем Валько. Живет в Брестском регионе, а сюда приехал на заработки. Трудится оператором зерносушильного комплекса. Получает примерно 18 тысяч рублей в месяц на наши деньги. Неплохо по меркам белорусских крестьян. Да и многие российские назвали бы такой заработок нормальным.
По месту жительства Сергея в Брестской области тоже есть сельхозпредприятие, но там ситуация другая. Жена Елена работает дояркой, зарплата — 6,5 тысячи. Согласитесь, разница есть. Вот и отправился муж в более благополучное хозяйство. Надо сына и дочь на крыло ставить.
Сельское хозяйство в Беларуси разнородно. Нельзя утверждать, что везде рай. Но власть не допускает полного разорения сельхозпредприятий — такого, что не остается камня на камне. Если хозяйству становится совсем плохо, его присоединяют к более крепкому. Или подыскивают инвестора со стороны.
Немец Штотц представляет в Белоруссии известного герман-ского производителя сельхозтехники. Чуть более 15 лет назад ему предложили вложить средства в аграрный комплекс республики. Так на месте убыточного колхоза «Ленинский путь» возникло современное предприятие «Штотц Агро-Сервис».
За это время случилось, как минимум, два мировых экономических кризиса. Однако Штотц не бросил дело, продолжает развивать аграрный бизнес. Да и как бросишь?! В Беларуси этого не поймут.
Посоревнуемся!
Агрокомбинат «Дзержинский» образовался другим путем. Бройлерная птицефабрика объединила вокруг себя слабые хозяйства. Получилось крупное сельхозпредприятие — свыше 15 тысяч га угодий и четырех тысяч коров.
— Россия решила вопрос с производством внутри страны мяса птицы и свинины. Решит с производством говядины. А вот по молоку мы еще потягаемся! — такими словами встретил нас руководитель агрокомбината Иосиф Полочанин.
Белоруссия — крупнейший поставщик сырого и сухого молока в нашу страну. Как видим, позиции сдавать не собирается.
В «Дзержинском» получают молоко сорта «Экстра». У нас он классифицируется как евросорт. При этом себестоимость килограмма продукции у белорусов составляет 10 рублей, тогда как у большинства российских крестьян уже приблизилась к 15. Так что пока соседи выигрывают конкуренцию. Они способны поставлять на рынок качественное молоко по более низкой цене.
Средняя закупочная цена в Беларуси 14 рублей за кг. Сельхозпроизводители считают ее вполне нормальной. В России сейчас планка 17-18 рублей за килограмм, и она вызывает тревогу у аграриев.
А вот государственные дотации на реализованное молоко примерно одинаковы, если соотнести их с закупочными ценами. Белорусские крестьяне получают рубль на каждый килограмм, наши — около полутора.
Роза ко двору
Агрокомбинат «Дзержинский» быстрыми темпами развивает молочное животноводство. В филиале «Фалько-Агро» нам показали комплекс на 1000 голов скота. Часть дворов еще строится, часть уже заселена.
Одно из помещений обживают телята. Это двор для холодного содержания молодняка. Удивляет простота исполнения. Каркас из металлических балок и крыша с отверстием для вентиляции вдоль всего конька.
— Если будете применять такую конструкцию, то сначала возьмите компас, — улыбается Иосиф Полочанин. — Розу ветров в своих хозяйствах знаете? Отверстие для вентиляции не должно выходить на ту сторону, откуда в основном приходят ветры…
Стен в телятнике нет. Вместо них шторки.
— Мы не стали устанавливать автоматику, которая опускает и поднимает шторки в зависимости от температуры, — включается в разговор руководитель филиала Вадим Кунц. — Это тоже дает ощутимую экономию в строительстве и обслуживании двора. Управляют шторками вручную сами работники — не сложно…
— Думаю, дворы такой конструкции обходятся почти в два раза дешевле, чем помещения из тех же сэндвич-панелей, — сразу прикидывает министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов нашего региона Алексей Морозов. — Опыт нам пригодится…
Побывали нижегородцы еще в одном филиале комбината — «Правда-Агро». Там для подстилки на фермах используют сухой навоз.
В специальном сепараторе продукты жизнедеятельности коров разделяют на твердую и жидкую фракции. Твердая измельчается, сушится и снова отправляется на дворы в качестве подстилки. Жидкая идет на поля как органическое удобрение. Такое вот безотходное производство.
Не надо быть специалистом, чтобы заметить отношение коров к «циновке» из натурального материала. Они с удовольствием отдыхают на мягком ложе.
— Были на ферме резиновые коврики, те нравились животным меньше, — рассказывает генеральный директор агрокомбината Иосиф Полочанин. — Долго топтались, прежде чем прилечь…
Кроме того, животные стали меньше травмировать ноги. Заметно сократились случаи возникновения маститов. По статистике, болезни ног являются причиной выбраковки коров в 10-20 процентах случаев, болезни вымени — в 15-30 процентах. Применение подстилки из сухого навоза позволяет заметно поправить статистику.
Проще надо быть
Посмотришь телевизор — Белоруссия для западных стран что кость в горле. Строй в государстве им не нравится, руководитель тоже. Но это политика, в деловых кругах общение куда более продуктивное.
Читаем сайт минсельхоза республики: «Белорусская делегация во главе с министром сельского хозяйства и продовольствия Леонидом Зайцем посетила Соединенные Штаты Америки. Обсуждалось наращивание экспорта сельхозпродукции из Беларуси в США, производство и переработка с участием американских инвесторов, возможности сотрудничества в сфере племенного животноводства».
Вот и перед началом массового строительства животноводческих комплексов белорусы побывали во многих странах, изучили лучший зарубежный опыт. Но не стали внедрять его под копирку, а приспособили под свои условия. Многое упростили и удешевили.
Для оценки белорусской тактики развития АПК лучше всего подходит слово «умная».
Александр СИНИЦЫН.