Posted in Экономика
14.05.2015

Срочно нужны долгосрочные меры

Ситуация на рынке сырого молока тревожная. Резко упали закупочные цены, при этом затраты в молочном животноводстве растут. К этим проблемам добавляются снижение уровня дотаций на реализованную продукцию и сложности с кредитованием аграрного сектора. «Что надо срочно предпринять государству?» — спросили мы у руководителей нескольких сельхозпредприятий области. Ответ был таков: «Есть даже более важный вопрос, чем срочность».

Вообще-то падение закупочных цен в весенний период — явление ежегодное. В хозяйствах проходят массовые отелы, валовые надои растут, рынок насыщается. Скупщики молока и переработчики этим пользуются — снижают цену за сырье.

Однако нынче продукция подешевела уж слишком заметно — сразу на четверть. По мнению специалистов, сказался рост поставок сырого и сухого молока из стран Таможенного союза, в частности из Белоруссии. Эксперты объединения «Союзмолоко» говорят и о большом объеме фальсифицированной продукции на прилавках магазинов. Она сделана из относительно недорогих компонентов, в частности из сои, поэтому продается по низким ценам. Это тоже подсаживает рынок.

Что касается нашей области, то статистика, например, фиксирует снижение вывоза молока в другие регионы. Такая тенденция в долгосрочной перспективе, возможно, положительна, но пока не очень. Дополнительный объем молока ведет к его удешевлению.

Любопытно, что некоторые специалисты отмечают и снижение спроса на молочные продукты среди жителей. Точнее, более разумное отношение к их покупке. Потребители стараются не брать лишнего, чтобы потом не выбрасывать испортившиеся творог или сметану.

Сейчас за килограмм молока высшего сорта крестьяне получают 18-19 рублей, прогнозируется еще некоторое снижение. При этом себестоимость увеличивается, поскольку дорожают необходимые для производства ресурсы. Даже в хозяйствах с хорошей материально-технической базой затраты на килограмм молока приближаются к 16 рублям. Прибыльность молочного животноводства снижается на глазах.

Да то ли еще будет. Тут и экспертов не надо, чтобы спрогнозировать удорожание в этом году кормов для животных. Причем не только покупных, но и тех, что сельхозпредприятия произведут сами.

Будут проблемы с пастбищами. Нынче на многих заливных лугах в нашем регионе не было воды, так что изобилия трав ждать не приходится. Между тем основная часть молочного скота содержится летом на выпасе.

Конечно, большинство сельхозпредприятий смогут пережить сложный период. В животноводство региона за несколько лет были вложены огромные средства, создан неплохой запас прочности. Но придется затянуть пояса на предпоследнее отверстие, а кому-то на последнее.

Немного проще тем хозяйствам, у которых налажена реализация молока с цистерн. Ее чуть не отменили по всей стране согласно регламенту Таможенного союза, но потом одумались. Теперь, наоборот, стараются развивать. Наша область здесь тоже старается. Когда крестьяне выходят напрямую к покупателям, это выгодно обеим сторонам.

В ряде сельхозпредприятий налажена переработка молока — большой плюс. Сбыт конечной продукции доходнее, чем реализация сырья.

К слову, в разговорах с аграриями мы затрагивали тему налаживания переработки в хозяйствах. Наверное, далеко не везде она будет выгодна, поскольку малы объемы производства молока. Однако могут быть варианты создания мощностей на кооперативных началах. Предприятия создали бы конкуренцию молокозаводам, чтобы те не сбивали закупочные цены.

Впрочем, нельзя огульно винить переработчиков в снижении цен. Заводам приходится решать свои проблемы. Взять хоть модернизацию. Она осуществляется за счет тех же кредитов, а за них надо платить.

Да и отношения с торговыми сетями непростые. Зачастую с молокозаводов требуют так называемые входные бонусы. Хочешь продавать свою продукцию через сеть — заплати взнос. При этом сами торговцы задерживают оплату за товар до двух месяцев.

А ведь переработчики порой берут на себя нагрузку по авансированию крестьян. Выходит, в одной лодке с ними.

Крестьяне же пока приостанавливают капитальные вложения в молочное животноводство. К этому их понуждает снижение доходов. Да и с кредитами на развитие большие сложности. Ну кому хочется брать заем под 25 процентов годовых? Он не окупится.

После интенсивного развития в отрасли наступает некоторое затишье. Государство должно подумать, как вернуть хозяйствам возможность развиваться. И уже думает. В прошлом номере газеты мы сообщали, что до 15 июня правительство страны должно подготовить меры по поддержке производителей молока.

Лишь бы, как говорят аграрии, не ушли силы государственных мужей на «тушение пожара». Наверное, нужны какие-то срочные действия для регулирования ситуации, но требуются и меры долгосрочные. Иначе провалы на молочном рынке по-прежнему будут повторяться.

Почему Белоруссия имеет возможность поставлять на наш рынок качественную и недорогую продукцию? Потому что поддержка крестьян там солидная. Они всегда остаются в выгоде. Наши аграрии давно просят наладить нечто подобное в России.

Молокопроизводителям нужны долгосрочные контракты на поставку продукции, причем по приемлемым ценам. Необходимы эффективный механизм и достаточные объемы дотирования. Эти меры должны обеспечить нормальный уровень рентабельности.

Процентная же ставка по инвестиционным кредитам устроит крестьян, если похудеет раз в десять.

Давно пора стабилизировать российский рынок сельхозпродукции, а уж сейчас-то все карты в руки. В повестке дня стоят вопросы импортозамещения. Долгосрочные меры становятся срочными.

Александр СИНИЦЫН.