01_2013_12-2
Posted in Краевед
09.01.2013

Пальма Мерцалова

Постоянные читатели нашей рубрики знают, что в ушедшем году мы начали внимательно рассматривать фотографии нижегородского светописца Максима Петровича Дмитриева. Что изображено на них и кто эти люди, которых мы видим, – вот предмет нашего любопытства. Сегодня мы вновь перенесемся в 1896 год на XVI Всероссийскую торгово-промышленную и художественную выставку, которая проходила в Нижнем Новгороде.

Юзовское диво

Рассмотрим внимательно фотографию. Она сделана Максимом Петровичем Дмитриевым в павильоне «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств». Сегодня нам это название ничего не говорит, а тогда все промышленники знали, что это знаменитая «Юзовка» — промышленный оплот юга России. Она, как и многое другое, была сметена революцией и превратилась в Донецк. Следа английского заводчика Джона Юза в новой России не осталось, как не осталось и акционерного «Новороссийского общества» со штаб-квартирой в Лондоне. Заводчик как будто предвидел будущее и не стал полностью доверяться России.

А в те годы Джон Юз получил право беспошлинного ввоза из-за границы оборудования и начал обустраивать новые для него земли, которые он скупил в Екатеринославской губернии.

В книге «Каменный уголь и железо России», вышедшей в 70-е годы XIX века, отмечено: «…Более щедрых гарантий придумать трудно. После столь щедрых льгот, дарованных Юзу, едва ли кто решится на Юге России затратить свой капитал на железное дело, ибо будет находиться в невыгодном положении сравнительно с великобританским счастливцем».

На момент открытия Всероссийской выставки основателя общества Джона Юза уже не было в живых. С огромным делом управлялся его сын Артур.

Теперь вернемся к нашей фотографии. Внимательно присмотритесь к ребристым колоннам, стоящим справа и слева. Приглядитесь к их основаниям. Теперь стало понятно? Колонны выполнены из железнодорожных рельсов. Представляете их вес?

Россия получила от Юза первые железнодорожные рельсы 1 января 1873 года. Побывавший здесь Дмитрий Иванович Менделеев с целью изучения региона писал: «Пустыня ожила, результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом».

Казалось бы, почему это благополучие не показать на Всероссийской выставке? Есть специальный павильон, есть обширная экспозиция… Идите смотрите, оценивайте…

Видите в центре фотографии пальму? К месту ли она здесь? Может быть, устроители экспозиции хотели показать, что и среди металла есть жизнь. Жалко, что фотография не цветная, а то бы мы увидели металлический отблеск листьев и кованый ствол. Пальма была сделана… из металла. Ее быстро прозвали юзовской, и скоро можно было слышать:

— А вы юзовскую пальму еще не видели? Советуем посмотреть.

И в павильон спешили зеваки посмотреть на юзовское диво.

Дурная слава – надолго

Заодно из путеводителя они узнавали: «Джон Юз в местности, которая представляла собой голую степь и окрестные жители не употребляли еще железных шин на колесах телег, построил завод, который в настоящее время по количеству выплавляемого чугуна занимает первое место в России, а по производству стали — одно из первых».

О железнодорожных рельсах ничего не говорилось. А они были слабым местом юзовского завода. В 1873 году, в разгар российской железнодорожной «лихорадки», дрогнул заводчик Джон Юз и погнался за барышами. Кого азарт не затянет.

А рельсы у него еще получались плохими: стойкость их была в два-три раза ниже стандарта, да еще они были на три миллиметра выше положенного. И как результат министерство путей сообщения стало рекомендовать укладывать рельсы Юза только на запасные и вспомогательные пути. «Юзовский рельс» стал именем нарицательным для некачественной продукции.

Закрепилось это надолго. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде была поводом, чтобы дурную славу развеять. Но для этого надо было привлечь внимание именно к железнодорожному разделу экспозиции. А как это сделать, как обратить внимание обывателя на железнодорожные рельсы? На юзовском заводе был объявлен конкурс на лучшу идею «завлекаловки». Обещаны были награды, почести и поездка в Нижний Новгород на выставку.

Идея сделать пальму принадлежала кузнецам.

Пальма, конечно же, пальма – символ успеха. Пальмовая ветвь — победителю. А тут целое дерево, и какое…

Харьковский журнал «Горнозаводской листок» писал: «Пальма сделана из одного рельса. Ее ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия 3 м 53  см. Молот и зубило — вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы».

Еще газетный отклик: «Пальма поражает зрителей высотой, стройностью, удивительным изяществом. Ее темные, рассеченные листья, веером расходящиеся от ствола, были так легки, а тонкий шершавый ствол так гибок, что вначале было трудно поверить, что это не живое растение, вывезенное с кавказского побережья, а тончайшее произведение искусства. Всем хотелось потрогать ее руками».

Своеобразно вел себя гид-англичанин, стоящий при пальме. Он будто бы не слышал вопросов о том, кто сотворил это диво. Показывал только на табличку – «Вне конкурса». Мол, раз не экспонат, то и авторы неизвестены, а скажи, так кто ненароком сманит умельцев.

После Нижнего Новгорода пальма побывала в 1900 году на Всемирной промышленной выставке в Париже, где павильон «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» получил Гран-при. После чего пальма перекочевала в музей Горного института в Санкт-Петербурге, где и хранится по сей день. Правда, при транспортировке отломался один из листочков, но его прикрепили заклепками.

Трудно сказать, развеяла ли пальма сомнения в качестве юзовских рельсов, но удивить – удивила.

Тут бы в самый раз перевернуть страничку фотоальбома, но есть недоговоренности. Пальма для нас так и осталась «юзовской», хотя были у нее авторы — кузнецы, которым была обещана поездка в Нижний Новгород. Неужели, пообещав, их обманули?

Оказывается, нет. Розысками автора занимался инженер Константин Яковлевич Захаренков. В 1959 году он вышел на донецкого кузнеца Филиппа Федотовича Шкарина, который работал на Донецком металлургическом заводе. Заметим это. Он сознался, что приложил к пальме руку, но будучи в подмастерьях у кузнеца Алексея Ивановича Мерцалова. Вот он уж точно был в Нижнем Новгороде и стоял в павильоне перед своей пальмой.

Что удивительно, Алексей Иванович Мерцалов до этого никогда не видел живых пальм. Работал он по открытке и пальму выковал именно черноморскую. Очень возможно, что на открытке этой была еще и надпись типа «Привет из Анапы». Когда Алексей Иванович ушел с завода, а произошло это 8 июля 1919 года, то поселился именно в Анапе.

Дополнительно выяснилось, что кузнецы работали над пальмой три недели. Для нее была еще выкована кадка, сложенная из двадцати трех металлических колец разного сечения. Количество колец – это возраст юзовского завода на тот момент. Пальма весила 325 килограммов, а кадка — 200 килограммов.

Пожалуй, именно в 1959 году юзовское диво и стало называться пальмой Мерцалова.

Все, закрываем альбом?

Нет, еще немножко подождем. Есть продолжение этой истории. И продолжение весьма неожиданное.

В августе 1999 года донецкий областной совет утверждает герб Донецкой области. Главный рисунок герба — пальма Мерцалова. Геральдисты тут же обосновали, что ствол пальмы — это единство и целеустремленность, корни — источник силы и богатства, а широкие листья — широта охвата различных сфер деятельности. Ну а вся целиком пальма — символ черной металлургии и угольной промышленности.

В эти же годы была предпринята попытка вернуть пальму Мерцалова на историческую родину. Разгоравшаяся тяжба была приостановлена — пусть все будет, как было. Но ведь пальму можно клонировать.

И тут началось. Донецк подарил копии пальмы Оттаве, Ганноверу, Иерусалиму, Ираку. Стоит копия этой пальмы… на дне Черного моря в гроте бухты Чудесная.

Москва обменялась с Донецком символами: получив пальму, в ответ подарила копию Царь-пушки.

В Донецке даже организован специальный фонд, который занимается размножением пальмы Мерцалова.

Конечно, заманчиво было бы иметь это давнее выставочное диво и в Нижнем Новгороде на ярмарке, хотя бы временно. А сделать копию…

Тут нужны кузнецы высокого класса. Представим себе, донецкий кузнец, копировавший пальму, в процессе работы выполнил около десяти тысяч нагреваний.

Как говорится: «А вам слабо?»

Вот теперь самое время до поры закрыть старый выставочный альбом с фотографиями Максима Петровича Дмитриева.

Вячеслав ФЕДОРОВ.