Ровный шов, витая стружка
А вот и подтверждение, что мы не ошиблись и остановились именно у дома мастера: из большого чердачного окна, почти полностью его заслоняя, на улицу выглядывает кремлевская стена с башнями. Увидел однажды Валентин Семенович Сизов на картине красоту древнюю — и загорелся желанием воспроизвести ее в дереве. И сделал!
В его домашней мастерской есть станки, необходимые инструменты. С их помощью превращается дерево в табуретки, столы, гардины, портретные рамки и даже иконы, украшенные резьбой.
Мастеру семьдесят, но выглядит он значительно моложе. Тут, наверное, как раз тот случай, когда любимое дело красит человека, молодит его. Хотя это его относительно недавнее увлечение, после сорока пяти начал заниматься. А в молодости научился кроить и шить.
Ничего удивительного в том нет. В большом селе Можаров Майдан, где живет Валентин Сизов, чуть ли не каждый мужчина имел дело со швейной машинкой. И с ней в зимний период ходили в народ — в другие села, другие районы. Чего только не шили можаровмайданские мужики! И все же среди заказов преобладали шубняки и фуфайки – наиглавнейшая одежда сельчан.
Вот и Валентин Сизов еще до службы в армии участвовал вместе с отцом в таких портняжных походах. Доходили до Сеченовского района. Мастерство это и в армии пригодилось, приходилось шить офицерские костюмы и шинели. Да не в массовом порядке, а по индивидуальным заказам. Понятное дело, мундир на офицере должен был сидеть так, что только смотри и восхищайся.
Освоив одну профессию, Валентин принялся за изучение другой. Стал сварщиком-верхолазом.
«Спустился с высот» Валентин Семенович, когда ушел на заслуженный отдых. Устроился в Новочебоксарске, где тогда жил, на работу в тепловые сети. И вдруг потянуло его к творчеству. Увидел красивую вещь, сделанную руками сослуживца, и засел в голове вопрос: а я смогу, у меня получится?
Попробовал, получилось. Переехав на родину, в Можаров Майдан, Валентин Семенович чуть ли не первым делом обустроил во дворе дома мастерскую.
В основном Сизов использует липу. Ее надо или купить, или заготовить самому, а затем подготовить подобающим образом – чтобы после сушки не сгорбилась, трещин не дала. И тогда можно на токарный станок…
Кстати, и портной в нем живет. Показал нам Валентин Семенович телогрейку собственного производства. До чего аккуратно сшита! Сразу видно: работа мастера.
Виктор КОМАРОВ.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Пильнинский район.