Земля Нижегородская


приемная: 468-57-45
рекламная служба: 468-55-76

Воскресенье, 20 Август 2017

Обновление:09:21:29 AM GMT

Вы здесь: Общество Семья Игра в жизни или жизнь в игре

Игра в жизни или жизнь в игре

Интернет стал частью повседневности.Что он предлагает, какие есть положительные и отрицательные моменты, что родители должны объяснить детям?

Об этом и многом другом мы беседовали с кандидатом психологических наук, деканом  факультета психологии и педагогики Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина Ольгой Богородской.

- Ольга Викторовна, является ли интернет-общение чем-то совсем небывалым и особенным в жизни людей? - Если рассматривать Интернет как некое явление, то нельзя сказать, что он внес в нашу жизнь что-то такое, чего мы не видели никогда. Там люди общаются друг с другом, как общались и в прошлые века, хотя без помощи технических средств. И информацию до появления Интернета мы получали, а теперь просто усовершенствовались и облегчились способы ее получения. И покупки раньше совершали, но теперь через Интернет это стало удобнее и быстрее. Это не что-то необыкновенно новое, а та же самая жизнь, как и реальная, но в ином формате. - В чем же отличия общения людей в Интернете от общения в реальной жизни?- Можно назвать три аспекта, которые лежат на поверхности. Первый: в Интернете  усечены каналы информации. Общаясь в реальности, мы видим друг друга, слышим, ощущаем энергию. В Интернете же распространен элемент анонимности. Второе: Интернет предполагает отдаленность собеседников друг от друга. Это значит, что любое мое проявление не вызывает такой реакции, какую бы потенциально могло вызвать в реальной жизни. Например, написать едкий комментарий в Интернете достаточно легко, а попробуйте это сказать человеку в глаза. Третье - в Интернете изменено время различных процессов. Это значит, что когда люди общаются в реальности, то один не говорит другому, что сейчас отойдет и ответит через три часа. Анонимность, дистанцированность, изменение скорости реагирования на оппонента -  все это дает ему возможность быть именно таким, а не самим собой.  - Не является ли виртуальное общение подобием игры? - Да, это игра. Её можно сравнить с маскарадом, когда я - это как бы не я, когда под маской можно позволить себе то, чего нельзя позволить в обычной жизни. Интернет - это условная реальность, не настоящая, а игровая, и здесь настолько все переплелось, что это по факту игра, а по восприятию -  жизнь. Игра интересна тогда, когда в ней ярко выражены полярности - темные и светлые. Интернет - это и есть ярко выраженная полярность, там много доброго и много злого.- Какие опасности подстерегают в Интернете? - Одна из них - это легкость достижения всего. Посмотреть фильм можно и дома, не надо ехать в кинотеатр. Захотелось сексуальных приключений - и тут нет ничего проще. Легко находится любая информация, анонимность помогает безопасно заходить в любые среды, в которых можно проявить любые свои качества. В Интернете очень важно сохранять себя, свою индивидуальность. Мы же ищем там не абы какое общение, а хорошее. А хорошее общение возможно только тогда, когда я - это я, а другой - это другой. Вопрос выбора в Интернете актуален не менее, чем в реальной жизни. - Что родители должны объяснить детям об Интернете?- Задача родителей - понять одну простую вещь: ни реальный мир, ни Интернет, где все легко и просто, не гарантирует детям безопасности. Безопасность гарантирует только то, что есть внутри них самих и что они передают своим детям: внутренние позиции, внутренние принципы, внутреннее понимание себя. Если этого нет у родителей, то ребенку можно сколько угодно объяснять, что так нельзя, но он не видит это в проявлении. Сын, например, видит, что папа обидел маму, а она промолчала и потом плакала. Вы говорите ему, что так нельзя, но мальчик видит, что в реальности это именно так, и делает вывод, что так можно.Взрослый человек, сам так или иначе взаимодействующий с Интернетом, должен себе ответить на вопрос, как он себя защищает в Интернете от плохого и как черпает оттуда хорошее. Нужно понять, что ищет там ребенок, и найти способы, как это ему дать. Второе - понять, как я сам взаимодействую с Интернетом, потому что я являюсь носителем примера.  Если говорить ребенку: «я взрослый» и «я могу», то это не пройдет. Потому, что ребенок тоже считает себя взрослым, и отвечает, что если ты можешь, то и я могу. Третий момент - это создание в семье традиций и правил вместе с ребенком и супругом. Единственное лекарство от Интернета - это очень высокий уровень осознанности: кто я, какой я, чего я хочу в жизни, к чему стремлюсь?Беседу вела Анна РОДИНА.
Советы родителям от Ольги Викторовны Богородской
1. Длительное нахождение ребенка в Интернете - это не проблема «плохой и опасной интернет-среды». Это проблема отношений. Ребенок своим поведением дает понять, что ему плохо, ему не хватает чего-то важного в жизни: психологической безопасности, любви, уважения, самореализации, ресурсов для построения отношений со сверстниками в реальности. Если у подростка проблемы во взаимоотношениях с реальными сверстниками, то эту проблему надо решать в реальности. 2. Задумайтесь на тему: как ваш ребенок понимает, что вы его любите и принимаете таким, какой он есть? Как он понимает, что вы его уважаете? (Об этом «ЗН» писала в № 22 за 9 июня 2017 г.)3. Создайте доверительные отношения с ребенком. Один из способов - это признать его начинающуюся взрослость и делиться с ним собственными переживаниями, рассказывать про себя и даже советоваться.4. Благодарите подростка за любое проявление доверия к вам. Хольте и лелейте его порывы довериться вам, сказать правду, выразить настоящее чувство, покажите, как вы цените это.5. Научитесь вместе со всеми членами семьи создавать правила жизни. Пусть это будет веселая, но весьма серьезная игра. Придумайте «Правила жизни семьи Ивановых», «Правила пользования Интернетом семьи Ивановых». Обсуждайте вместе риски, аргументируйте, почему вы так или иначе считаете, и уважительно относитесь к аргументам ребенка.6. Делитесь своими переживаниями по поводу Интернета, но не осуждайте подростка и не требуйте от него немедленного решения. Просто будьте собой, говорите о своих чувствах и своих проблемах в этом плане. И верьте, что у вас есть силы, что наступит момент, и он вас услышит.Вам будет легче понять, что именно ребенок получает в Интернете, если вы создадите доверительные отношения с ним. Спросите его с большим и искренним любопытством: что же это привносит в его жизнь, что там есть такого, чего нет в реальности, что это дает ему? 7. Все, что развивает его таланты и способности, все, что расширяет его возможности общения, все, что способствует его активному включению в социальную деятельность, - все это и есть профилактика рисков общения в Интернете. Вместе с ребенком придумайте, как сделать жизнь насыщенной. 8. Если у ребенка выраженные проблемы с общением, самооценкой или учебой, обязательно обратитесь за помощью к хорошему специалисту. И будьте готовы к тому, что работать над собой и меняться нужно и вам тоже. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку стать радостным, общительным, активным, вы должны показать ему пример. По-другому научиться ему будет крайне сложно, даже при самом большом желании и самом лучшем специалисте, потому что, невзирая ни на что, ребенок будет копировать самых близких взрослых.

Интересная статья? Поделись ей с другими: