Земля Нижегородская


приемная: 468-57-45
рекламная служба: 468-55-76

Среда, 22 Ноябрь 2017

Обновление:09:48:33 AM GMT

Вы здесь: Народ и власть Экономика Холодно от прохладцы

Холодно от прохладцы

В сфере ЖКХ нужно работать активнее

Палочка-выручалочка не всесильна

В 2016 году жалобы многих жителей Балахны на холод в домах, как говорится, зашкаливали. В течение лета пришлось срочно строить новую котельную, которая была запущена в середине сентября.

Этот пример привел в своем докладе на заседании правительства области заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чертков. На помощь балахнинцам пришла палочка-выручалочка - областная коммунальная компания. Она оказывает услуги тепло- и водоснабжения на территории Балахнинского, Богородского, Володарского, Ветлужского, Сеченовского и Ковернинского районов, Семеновского и Шахунского городских округов.

- При этом из 2 млрд рублей, которые компания привлекает в свою инвестиционную деятельность, 850 миллионов уходят на замену сетей, что как раз составляет у нас основной износ, - отметил Андрей Чертков.

Но даже при наличии ряда других компаний палочка-выручалочка не всесильна.

- В среднем по области износ объектов инженерной инфраструктуры в сфере ЖКХ составляет 70 процентов, местами даже более 80, - сообщил замминистра. - Отсюда большой процент аварийности, особенно на магистральных сетях.

Где выход? Смотри в повестку дня заседания правительства: «О привлечении частных инвестиций для модернизации и развития инженерной и энергетической инфраструктуры Нижегородской области».

И все же замминистра счел необходимым начать обсуждение путей решения проблемы не с инвестиций, а с концессий. Впрочем, они тесно связаны друг с другом.

Подпись приняли за волшебную

Важно понимать, что замена изношенного оборудования на аналогичное новое не решает проблем. Вот почему требуется привлечение частных инвестиций для модернизации и развития данной сферы. Здесь широкий простор для государственно-частного партнерства в виде включения частного бизнеса на взаимовыгодных условиях в эффективное управление государственной либо муниципальной собственностью или оказания услуг, обычно оказываемых государством.

То есть государство или муниципалитет дают право пользования своей собственностью концессионерам, которые по согласованию с муниципалитетом ведут строительство, модернизацию объекта концессии - котельной, сетей и другого.

Однако министерству на пути заключения концессионных соглашений пришлось столкнуться с немалыми проблемами.

- Во многих муниципалитетах сотрудники не обладают необходимой компетенцией для разработки концессионных соглашений, - сетует Андрей Чертков. - Министерство постоянно проводит семинары, но, честно говоря, редко встречаешь людей, у которых глаза горят по поводу заключения концессионных соглашений или хотя бы есть понимание того, как эти процессы происходят.

А тут еще некоторых руководителей муниципалитетов вдруг ввело в заблуждение изменение в федеральном законодательстве, согласно которому еще одной, третьей подписью под концессионным соглашением между муниципалитетом и концессионером является подпись главы региона, губернатора.

- Руководители муниципалитетов очень странно к этому отнеслись, - недоумевает замминистра. - Они почему-то подумали, что если глава региона ставит подпись, значит, он несет ответственность за те риски, которые муниципалитет берет на себя. А главное, они посчитали, что за это муниципалитетам еще и денег дадут. Самое обидное то, что предложений частных инвесторов в октябре - ноябре 2016 года было выдвинуто 34, но только 13 муниципалитетов на это откликнулись. То есть нет желания руководства районов расстаться с управлением имуществом, но в таком случае и перспектив в этой сфере у многих из них нет.

Где сидят инвестиции

Концессии - это, можно сказать, договор о намерениях. Внутри концессий сидят инвестиционные программы. Это основной механизм модернизации оборудования и строительства объектов ЖКХ.

В 2015 году были утверждены три инвестиционные программы в сфере водоснабжения и водоотведения и столько же - в сфере теплоснабжения. В частности, запланировано создание магистральных сетей водоснабжения и водоотведения Новинского сельсовета Богородского района, строительство и техническое перевооружение системы теплоснабжения Выксунского городского округа.

Общий объем освоенных финансовых средств в 2015 году составил 2 млрд 35 миллионов рублей. На 2016 год было запланировано привлечь инвестиции в размере 4 млрд 116 млн рублей (данные о фактическом исполнении будут утверждены позже).

К слову, после указания прокуратуры с 2017 года, согласно разработанному в министерстве положению, будет осуществляться контроль за реализацией всех инвестиционных программ, контроль за тарифами, вложением денег…

Поставят перед альтернативой

Судя по всему, руководителям ряда муниципалитетов предстоит пересмотреть свое отношение к обсуждавшемуся на заседании правительства вопросу.

- Считаю, что направление по улучшению ситуации в этой сфере нами взято правильное, - сказал в завершение обсуждения губернатор Валерий Шанцев. - Сама жизнь заставляет нас сегодня следовать этому. Инвестиционная составляющая в тарифах не может бесконечно раздуваться, иначе мы должны будем повысить тарифы на энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги и заставить население и предприятия платить эти тарифы. И то, и другое плохо. Мы должны активнее привлекать в эту сферу частные инвестиции. Надо выстроить чистую, прозрачную схему, чтобы те деньги, что платит население, не воровали, не уводили в оффшоры.

Валерий Шанцев заострил внимание и на прохладном отношении руководства ряда муниципалитетов к заключению концессионных соглашений, активизации работы с инвесторами в сфере ЖКХ.

- В результате такой деятельности некоторых глав и низкого контроля со стороны министерства как грибы растут долги, - заявил губернатор. - Как только близится завершение года, ко мне приходят один, другой, третий главы… Все с одним и тем же: «У нас не хватает денег, мы должны за газ, за транспорт, за другие источники». Раз должны, значит, неэффективно работают. Нам надо собрать их всех и сказать: «Мы ставим вас перед альтернативой: или вы применяете эту схему, или не рассчитывайте на погашение ваших долгов».

Я готов поучаствовать в этом разговоре, - добавил глава региона. - Совершенно очевидно, что систему эту необходимо лечить. И лечить ее надо организационными мерами.

Николай РЯЗАНОВ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: