ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ

Возможно ли сельскому школьнику победить в столичной олимпиаде

Попробовать свои силы на интеллектуальных «дорожках» профессора МГИМО Юрия Вяземского мечтают многие. Но попасть на престижную гуманитарную олимпиаду «Умники и умницы» совсем не просто. Конкурс требует особых знаний.

Зрители порой поражаются объему информации, который нужно постичь «умникам» и «умницам» перед участием. Готовиться приходится основательно, чтобы ответить на самые невероятные вопросы.

Путь к московским «дорожкам» лежит через региональный этап. Шанс стать студентом престижного вуза предоставляется ребятам из любого, даже самого отдаленного уголка страны. Подтвердила это школьница из села Стёксова Светлана Бузуева, сумевшая пройти в финал олимпиады, съемки которого начнутся через два дня в Москве.

Школа в Стёксове большая и светлая, способная принять полтысячи учеников. Но про переполненные классы сегодня помнит только старшее поколение педагогов. В этом году первому звонку будут трепетно внимать всего три первоклассника. В классах старшего звена три десятиклассницы и пять выпускниц. Три школьных автобуса, объезжая все окрестные деревушки, едва набирают шесть десятков учеников. Всё меньше и меньше ребятишек в округе.

Зато остались энтузиасты-учителя, готовые делиться знаниями с «племенем младым». Сельские педагоги по-прежнему знают, как растить Ломоносовых. Света Бузуева не одна такая умница, стёксовские ребята каждый год побеждают на разных школьных конкурсах и олимпиадах.

Старания педагогов-гуманитариев порой приносят необычную обратную связь. Бывало, приходили в школу сельчане и жаловались, что ребятишки всех взрослых замучили замечаниями за неграмотную речь. Но что ж поделаешь, если дети в школе привыкли следить за словами и болезненно относятся к нарушениям чистоты языка. «Культуре речи мы в школе уделяем особое внимание. Хотим, чтобы дети из села говорили грамотно», — отмечают учителя.

У сельских ребятишек интересы разные. Кто-то помогает родителям управляться на огороде да со скотиной. Кто-то всё время на речке проводит. Светина подруга Ксюша целыми днями с мальчишками в любимый футбол готова гонять, а вечерами у волейбольной сетки прыгать. У Светы интересы другие. Она всё больше над книгами сидит. Её мир там — среди печатных строк и книжных образов. Да и трудолюбия девушке не занимать.

Училась хорошо с 1-го класса, — говорит Света. — Это нелегко, требует сосредоточенности. У меня не бывает так, чтобы в классе у доски всё понять, запомнить, а потом бежать гулять. По несколько часов за учебниками сижу, чтобы разобраться в материале.

Гуманитарные науки ей лучше даются. С недавних пор начала увлекаться историей. К любимой прежде истории древних цивилизаций прибавился интерес к истории России. Есть и явная склонность к языкам, к изучаемому в школе немецкому девушка хочет добавить английский. И учить его придется самостоятельно. С математикой и физикой похуже, тут уж приходится зубрить.

— А еще Света пишет рассказы, ведет дневник, — говорит учитель словесности Людмила Шехунова. — А письменная речь дает развитие человеку. Иначе мысли строятся. В век информационных технологий люди разучились писать и понемногу отучиваются емко и образно говорить. Со Светой этого не случится. У нее очень развито чувство слова. Я рада, что она думает идти по пути филологии, может быть, разовьет талант в журналистике.

Олимпиад и конкурсов в жизни старшеклассницы хватало. А тут как раз педагоги предложили принять участие в отборочном туре передачи «Умники и умницы». Поехали вместе с одноклассницей, написали сочинение-эссе о Нижнем Новгороде. Неожиданно эссе Светланы оказалось в тройке лучших.

Так Света Бузуева прошла в региональный этап олимпиады, посвященный творчеству Максима Горького и нижегородскому культурному наследию. Познакомилась там с ребятами-финалистами. Для выступления они с учительницей выбрали тему творчества нижегородского поэта Бориса Корнилова. Сообщение Светланы вновь было особо отмечено жюри, и она прошла в следующий этап — телевизионную версию игры.

Ой, как я волновалась на передаче, — машет рукой собеседница. — Хотя в закулисье не было ничего страшного. Но я просто сидела и тряслась, особенно когда сказали, что на съемках будет сам Вяземский. Есть такие вопросы, ответы на которые нужно просто знать. Другие же требуют логического мышления, анализа множества составляющих.

Участники выступали на дорожках, как и в оригинальной передаче. Света ответила правильно на один вопрос, в итоге заработав один орден и две медали. Уже это казалось подвигом. Света не на всё ответила не потому, что не знала, а просто от волнения.

Выяснилось, что победительницами стали три девочки из городских школ. И вдруг встает Вяземский и объявляет, что берет на передачу еще Светлану и Арину Левандовскую из Арзамаса. Мэтр подарил девушкам книгу со своим автографом и сказал, что ждет их на следующем этапе в Москве. Ведущего впечатлило умение Светы логически выстроить ответ на вопрос и её образная речь.

Съемки в Москве начнутся вот-вот. А пока Светлана с подругами готовится к первосентябрьскому концерту в школе. Но всё время думает, каково будет соперничать с выпускниками столичных профильных спецшкол.

Телевизионная версия конкурсного отбора для поступления в МГИМО — это возможность продемонстрировать глубину гуманитарных знаний, способность сконцентрироваться и точно изложить свой ответ. Зачастую знания требуются настолько глубокие, что интернета, с его поверхностным изложением, тут не хватит — поможет только библиотека. Света начала собирать собственную книжную коллекцию:

— Покупаю книги и очень люблю, когда мне их дарят. Книга — это действительно лучший подарок. Хочу со временем собрать настоящую коллекцию. Мне хочется иметь именно бумажную коллекцию, я против электронных книг. И читать плохо, и восприятие текста совсем другое.

С выбором вуза девушка еще не определилась. Да и до этого ли сейчас, если впереди возможная путевка в МГИМО?

Александр КУРИКОВ.

Ардатовский район.

Фото автора.