КРАСОТА ПЕРЕЕДЕТ ИЗ ВЕНЕЦИИ

Выксунский скульптор мечтает сделать родной город краше

Изящная статуя древнегреческой Богини охоты сделана на заказ. Её задумчивые черты напоминают юную Мадонну Рафаэля. Артемида уедет из Выксы и украсит каминный зал москвича. Нужно сделать еще статую Аполлона. Так попросил заказчик.

— Аполлона буду делать, когда наступит тепло, — говорит Александр Байков. — Уже приготовлено полтонны гипса.

Как Александр увлёкся древним ремеслом?

Дело было так. В кризисные 1990-е годы Выксунский металлургический завод, где Александр трудился токарем в колесопрокатном цехе, начало лихорадить и работникам месяцами задерживали зарплату. Многодетный отец изводил себя мыслями, как прокормить семью, где подрастали три дочки Евгения, Ирина, Юлия.

— Постоянно думал — куда податься? — вспоминает Александр Анатольевич. — Цех в ту пору простаивал, люди были предоставлены сами себе. Мой сосед подрабатывал в церкви в честь Рождества Христова, я тоже решил попросить у священника какую-нибудь работу.

В ту пору в храме полным ходом шла реставрация, ремонтировали крышу. Настоятель отец Геннадий Колоколов, узнав, что молодой мужчина в армии пробовал свои силы в скульптуре — лепил барельефы политических деятелей, в том числе вождя пролетариата, доверил ему сделать памятник святому Серафиму Саровскому и выделил два мешка гипса.

— Очень переживал, чувствовал себя, словно новичок-водитель, который впервые сел за руль, — признается скульптор. — К тому же, работал без чертежей, но всё получилось удачно.

Вторая его работа — скульптура преподобного Варнавы была более детальной и сложной. И потребовала больше времени — целых два месяца. Позировал священник, облаченный в рясу. Святой получился, словно живой. Гипсовую фигуру покрыли олифой и серебряной краской.

Однажды летом во время сильной грозы на территории храма упала огромная липа толщиной в метр, простоявшая не один век. Так появились сразу три скульптуры из дерева — Иисуса Христа, распятого на Кресте, апостолов Петра и Павла.

— С деревом сложнее работать, его не наклеишь, как гипс, если ошибешься, — продолжает Александр Байков. — Труднее всего дался Крест — он сборный.

На улице стоял холодный октябрь, мастер же работал босиком под открытым небом. Бабушки из церкви охали: «Простынешь, долго ли до беды».

А он так был увлечен работой, что не замечал холода.

На стенах квартиры Байковых портреты дочерей и жены. Нетрудно догадаться, что написаны они рукой главы семейства. С Аллой он познакомился на заводе, вернувшись из армии — она работала в этом же цехе крановщицей. Вместе они уже 36 лет. У дочек давно свои семьи, подрастают шесть внуков. Их фотографии тоже на стенах.

— Всегда мечтал о большой семье, — признается Александр Байков. — Сам я у матери один, вырос без отца, часто приходилось менять место жительства, своего жилья не было, но всегда на моем жизненном пути встречались хорошие люди. Я вообще уверен, что на земле их большинство.

Александр работает на станке на производстве, а всё свободное время проводит в мастерской. Освоил холодную ковку — изготавливает металлические лестницы, увенчанные фигурами ангелов или животных — на вкус заказчика. Научился делать и садовую мебель с коваными спинками — настоящее произведение искусства. Летом отлил из металла пушку для внука. Причем она стреляет!

— Холодную ковку может каждый, — уверен он, — а со скульптурными элементами, где используется ручная обработка металлов — это уже эксклюзив.

Работы хватает. Скульптор ни разу не подвел заказчиков.

— В первую очередь должна быть ответственность, — рассуждает Александр Анатольевич. — Если обещал, значит, надо сделать. Я и детей так воспитывал.

Его увлечение приносит семье доход, но Александр Байков занимается этим не ради денег. К тому же поначалу, когда работал в церкви, плата была символической.

— Благодарен отцу Геннадию за поддержку в трудный период моей жизни, я был рад любой помощи, — говорит он. — Сам бы не нашел ни гипса, ни дерева в таком количестве.

У него много идей. Мечтает обустроить в Выксе набережную напротив живописного озера, вблизи которого расположена Рождественская церковь.

— В городе всего четыре пруда, можно было бы сделать красивые спуски к воде, установить фигуры сказочных героев по произведениям Пушкина, поставить барельефы, — мечтает скульптор. — Это исторический центр, хочется, чтобы здесь тоже была какая-то изюминка. Смотрю на сайтах в интернете, как красиво, например, в Италии. Можно же сделать уголок Венеции — у нас вода рядом.

Он настоящий трудоголик. Даже когда находился на лечении в больнице, не расставался с карандашом — рисовал портреты пациентов, чтобы тренировать руку. Бесплатно, конечно.

— Люблю жизнь, — признается мастер. — Она, к сожалению, короткая. Раз Бог дал здоровье, надо им пользоваться и трудиться, выкладываясь на все 100 процентов. Не пью и не курю, стараюсь проявлять инициативу и внести личный вклад. Хочется оставить след на земле.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Выксунский округ.